Графика - Портал рукоделия

Что означало для римлян имя муций сцевола. Древняя италия и рим

Сцевола, лат. («левша») - почетное имя Гая Муция, героя войны римлян с Порсенной (ударение на первый слог – Сце́вола).

Когда римляне изгнали царя Тарквиния Гордого (см. статью о ) и провозгласили Республику, этрусский царь Порсенна двинулся на Рим с большим войском и окружил город, требуя восстановления власти Тарквиния (который был по происхождению этруском). Вскоре в осажденном городе воцарился уолод. Тогда римский юноша Гай Муций решил проникнуть в этрусский лагерь и убить Порсенну. Получив согласие от сената, Гай Муций переоделся этруском, спрятал под плащом меч и отправился во вражеский лагерь. В тот день там никто не думал о бдительности - воины спешили к царскому шатру, где им выдавали жалованье, и Муций смешался с толпой. Рядом с царем сидел богато одетый писец и выдавал воинам деньги. Муций боялся спросить, кто из этих двоих Порсенна, чтобы не выдать себя; решив, что такими огромными деньгами, скорее всего, должен распоряжаться царь, он извлек свой меч и убил писца. Схваченный Муций бесстрашно заявил в лицо Порсенне: «Я хотел убить врага, а теперь так же готов умереть, как готов был убить тебя. Римляне умеют действовать и умеют терпеть. И не только я поставил перед собой цель избавить родину от врага, многие мечтают о такой чести и славе. Поэтому приготовься, если хочешь, к этой опасности - римская молодежь объявила тебе войну! Но не бойся войска, не бойся сражения. Ты всегда будешь иметь дело только с одним человеком!»

Этих слов, не менее отважных, чем поступок, который лишь случайно не увенчался успехом, уже было бы достаточно, чтобы навеки причислить Муция к древним римским героям. Но это было еще не все. Охваченный гневом и страхом, Порсенна велел принести огонь и пытать Муция, чтобы узнать от него все подробности о заговоре против царя. «Не утруждай себя, - возразил Муций, - сейчас ты увидишь, что значат твои угрозы для того, кто посвятил свою жизнь родине». С этими словами он положил свою правую руку на жаровню и спокойно держал ее в огне, словно не чувствуя ни малейшей боли. Потрясенный царь поднялся с трона и даровал Муцию жизнь и свободу. Муций поблагодарил его: «3а то, что ты знаешь цену мужеству, я добровольно открою тебе тайну: триста благородных римских юношей поклялись лишить тебя жизни. По воле жребия я отправился к тебе первым. В назначенное время вслед за мной придут остальные, не думая о своей судьбе, и так будет продолжаться, пока они не достигнут цели».

Гай Муций Сцевола В присутствии Ларса Порсены, полотно, масло. Автор Матиас Стом, ранние 1640е, Галерея Искусств. Новый Южный Уэльс

Муций вернулся в Рим, и благодарные сограждане дали ему почетное прозвище Сцевола, т. е. «Левша». Вскоре в Рим пришли послы Порсенны. Перспектива жить в постоянном страхе за свою жизнь так напугала его, что он сам предложил римлянам условия приемлемого мира.

Рассказ о Гае Муций Сцеволе содержится в трудах римских историков, в частности в «Истории Рима от основания города» Тита Ливия, из которой мы его и позаимствовали. Род, выводивший свое происхождение от Сцеволы, дал Риму немало выдающихся мужей, в том числе Публия Муция Сцевола, автора восьмидесяти книг «Великих летописей», опубликованных около 130 г. до н. э., и его сына Квинта Муция Сцевола, выдающегося государственного деятеля и юриста 2 - 1 вв. до н. э. - восемнадцать книг его труда «0 гражданском праве» положили начало научной разработке гражданского права.

Возможно, в этом рассказе содержится некое историческое ядро; возможно даже, что он целиком соответствует действительности. Однако относится он к временам столь давним, и римские авторы сообщают его с такой степенью свободы (и без указания первоисточника), что мы можем смело включить его героя в число персонажей преданий и легенд.

Комнатные и садовые цветы Сцевола

Русский Сцевола

Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины.

В этой войне наиболее ярко высветилась несокрушимая сила русского народа, безграничная самоотверженная любовь к Родине, сплоченность в годину испытаний.

В 1812 г. весь русский народ совершил подвиг, все служили Отечеству, все несли жертвы. Одинаковыми чувствами проникнуты были все сердца на Руси, одинаковыми мыслями наполнены были все умы. Эти чувства были – любовь к Отечеству, эти желания – сокрушение дерзкого врага.

Победа 1812 года вызвала порыв гордости за свою Родину, за свой народ.

Так, например, поэзия отражает в себе радостное, гордое сознание могучей моральной силы родного народа, низвергнувшего «тяготеющий над царствами кумир». Что без 1812 года Пушкин не был бы таким, каким он был, это более чем вероятно.

Но не только Пушкин, вся русская культура, русское национальное самосознание получили могучий толчок в грозный год нашествия.

Отечественная война 1812 года оставила глубокий след почти во всех сферах русской жизни начала XIX столетия и оказала благотворное влияние на развитие русского искусства. Бесспорным считается тот факт, что эта война пробудила любовь к Родине, к народу, ко всему родному. Если до двенадцатого года некоторые русские хотели казаться французами, то после Отечественной войны они так же сильно хотели быть русскими.

Известно, что наша живопись конца XVIII века находилась в основном под иностранным влиянием. Не только по художественной манере и технике, но и по содержанию она была чужой. Казалось, что русские художники того времени поставили своей задачей быть как можно дальше от русской действительности. Почти все они были, так или иначе, связаны с Академией Художеств, которая в то время была единственным местом, где можно было получить художественное образование. Это учреждение было своего рода барометром , показывавшим состояние русской живописи в известный момент. Примечательно, что уже за несколько лет до Отечественной войны в нашей живописи стало обнаруживаться стремление выбиться из-под иноземного влияния. Несомненно, что это стремление было отголоском нарождавшейся в обществе потребности повернуть русскую жизнь в сторону национального развития.

Известен такой факт: во время Отечественной войны Россия узнала о подвиге русского крестьянина. Он попал в плен к французам. Враги выжгли на его руке клеймо - знак верности Наполеону. Но крестьянин схватил топор и на глазах у испуганных французов отсек себе руку с выжженным на ней позорным знаком. Крестьянина стали называть "Русским Сцеволой".

Русские художники изобразили русского крестьянина в образе Сцеволы.

Сцевола - герой Древнего Рима. Гай Муций Сцевола - легендарный римский герой, юноша-патриций. Он прославился тем, что согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н. э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он – лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. За потерю правой руки Муция прозвали «Сцевола» (лат. scaevola - «левша»). Муцию была поставлена почетная статуя.

О героическом поступке крестьянина в годы Отечественной войны 1812 года был напечатал очерк в журнале «Сын Отечества».

В понимании русских того времени, от крепостного крестьянина до царского министра, Наполеон был Антихристом. Клеймо Наполеона воспринималось как одна из тех меток, которыми Антихрист (согласно «Библии») отмечает своих сторонников. Не быть сторонником врага рода человеческого, избежать ада и его мук - одна из предпосылок поступка крестьянина.

Это событие случилось во время крепостного права! Русский крестьянин и так несвободен. Для него это состояние - привычное, но чужое клеймо он почитает символом несвободы. Чтобы не стать чужой собственностью, совсем не символически, отрубает себе руку. Это было проявлением патриотизма.

Художник того времени нарисовал картинку «Русский Сцевола». написал стихотворение к Россиянам:

Я русской верности

И веры не нарушу,

Ты тело мне клейми,

Не запятнаешь душу!

А руку и с клеймом,

Изволь, - себе возьми!

А русский скульптор, Василий Иванович Демут-Малиновский

(), не раз обращавшийся к тематике Отечественной войны 1812года, создал статую «Русский Сцевола» (гипс, 1813г.). Он прославил подвиг русского крестьянина, против воли взятого на службу французами и в знак этого заклеймённого латинской буквой N. Крестьянин изображён отрубающим собственную руку с клеймом. Лишь крестик на шее говорит о том, что перед нами не античный воин, а русский герой.

– Малиновский Сцевола,1813г.

Государственный Русский музей, Россия.

В своём произведении Демут-Малиновский запечатлел тот момент, когда крестьянин только поднимает топор. Такие сильные внутренние качества как огромная внутренняя решимость, мужество и благородство нашли своё отражение в широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица. Соблюдая традиции своего времени, мужская фигура почти обнажена, стиль её одежды напоминает классические драпировки.

С другой стороны, в трактовке образа скульптор передал национальные русские черты. Это отражено и в широкоплечей коренастой фигуре крестьянина, пропорции которой далеки от классических канонов, и в чертах лица героя, обрамленного короткой бородкой и вьющимися прядями волос. Искусствоведы считают, что это изображение является одним из первых произведений русской монументальной скульптуры, когда с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа.

Создание этого произведения получило высокую оценку современников - в 1813 году за «Русского Сцеволу» Демут-Малиновский был удостоен звания профессора.

Сама скульптура продолжительное время находилась в музее Академии художеств, сейчас она находится в коллекции Государственного русского музея.

Скульптура «Русский Сцевола» стала наиболее выдающимся произведением периода патриотического подъёма в стране, вызванного Отечественной войной 1812 года.

Дух и воля к победе оказались сильнее французов. Победа была предопределена подвигом русского народа.

К 100-летию Русского музея, который был открыт 19 марта 1898г., банк России в 1998 г. выпустил монету с этим знаменитым сюжетом.

Муций Сцевола, Квинт; Mucius Scaevola, Quintus , прозванный Понтифекс (то есть Жрец), ок. 140-82 гг. до н. э., римский юрист. Происходил из знаменитой династии юристов. Знатоками права были его прадед Квинт Муций Сцевола (претор в 215 г. до н. э.), дед Публий (консул в 175 г. до н. э.) и отец, тоже Публий (консул в 133 г. до н. э.). М.С. сам был консулом в 95 г. до н. э. Он является единственным республиканским юристом, произведения которого (в небольших фрагментах) были включены в компиляцию Юстиниана. Правоведческое творчество М.С. подверглось значительному влиянию стоической диалектики. Он написал О гражданском праве (Ius civile) в 18 книгах и Дефиниции (Horoi) в 1 книге. О гражданском праве - первое систематическое изложение римского частного права, важнейшее юридическое произведение республиканского периода, которое оказало большое влияние на систематику позднейших трактатов о частном праве (Массирия Сабина и Гая). В первой половине II в. к нему было написано три комментария: два юридических (Гая и Помпония) и антикварный комментарий Лелия Феликса. Дефиниции М.С. были гораздо менее значительным произведением. Некоторые ученные считают его анонимным переложением труда О гражданском праве, составленным в более поздний период.

  • - Гай Муций - по античному преданию, римский герой - юноша, пробравшийся в лагерь неприятеля, чтобы убить этрусского царя Порсену. Был схвачен и, демонстрируя презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь...

    Исторический словарь

  • - Легендарный предок семьи Муциев, прозвищем которого называли себя все члены этого клана...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Scaevŏla, см. Mucii, Муции, 3-8. 10...

    Реальный словарь классических древностей

  • - 1. Гай Муций - легенд. герой периода борьбы римлян против этрусков. Согл. преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравш. в лагерь этруссков, убить этрусск. царя Порсену...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Сивилла - левая: Вдали от славы. Быть неким Сцеволой Довольно - правой...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Муций. Римский герой, проникший в лагерь царя Порсены во время осады Рима с целью убить его. Но по ошибке он убил секретаря Порсены...

    Энциклопедия мифологии

  • - Гай - см. Сцевола, Гай Муций...
  • - Гай Муций - легендарный герой периода борьбы римлян против этрусков. Согласно преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить этрусского царя Порсену...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Гай, в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций...
  • - в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Древнем Риме легендарный герой времени борьбы римлян против этрусков. Согласно преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить царя Порсену...

    Большая Советская энциклопедия

  • - римский юрист республиканской эпохи. Занимал высокие государственные посты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца...

    Энциклопедия Кольера

  • - СЦЕВОЛА Гай Муций, по античному преданию, римский герой - юноша, пробравшийся в лагерь этрусков, чтобы убить царя Порсену. Был схвачен и, желая показать презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь...
  • - римский юрист и государственный деятель республиканской эпохи. Сочинения по частному праву положили начало научной разработке гражданского права...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Сце́вола, Квинт Цервидий Сцевола, римский юрист конца II — начала III вв. Имел право давать консультации, обязательные для судей. Сочинения Сцеволы в 60—70 книгах —...

    Большой энциклопедический словарь

"Муций Сцевола" в книгах

М. Сцевола - Н. Мацина

Из книги Правда фронтового разведчика [Выпало - жить!] автора Алексеева-Бескина Татьяна

М. Сцевола - Н. Мацина Пару недель Игорь совмещал в одном лице начальника разведки полка, командира взвода разведки и полкового переводчика, причем не в самый спокойный период жизни полка.К концу января - началу февраля, когда полк освоился на новом месте, осмотрелись и

Э. Н. Агеева, П. С. Шишмарев, А. В. Ромашихина «Русский Сцевола» из собрания музея-панорамы «Бородинская битва». Атрибуция, реставрация

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

Э. Н. Агеева, П. С. Шишмарев, А. В. Ромашихина «Русский Сцевола» из собрания музея-панорамы «Бородинская битва». Атрибуция, реставрация «Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского (1813 г.) – одно из самых крупных станковых произведений русской скульптуры первой половины XIX в.

Гай Муций и царь этрусков

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Гай Муций и царь этрусков Этрусский царь Ларт Порсена осадил Рим. Долго длилась эта осада, и вот постепенно у защитников города стало подходить к концу продовольствие. Порсена уже предвкушал, как возьмет город измором, когда объявился среди римлян некий знатный юноша по

XII Гай Муций Сцевола

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XII Гай Муций Сцевола Когда этрусский царь Порсенна осаждал Рим, Муций Корд, муж по-римски стойкий, обратился в сенат с просьбой, чтобы ему разрешили перебежать в лагерь врагов, обещая убить царя. (2) Получив такое разрешение, он прибыл в лагерь Порсенны и там по ошибке вместо

Сцевола

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А. автора БСЭ

Как юный римлянин Гай Муций получил прозвище Сцевола?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как юный римлянин Гай Муций получил прозвище Сцевола? В римской мифологии Гай Муций Сцевола – легендарный юноша, который во время осады Рима этрусками решил убить их царя Ларса Порсенну. Для этого Гай Муций переоделся этруском и проник во вражеский лагерь.Случилось так,

Муций Сцевола

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Муций Сцевола Муций Сцевола (Mucii) родоначальник плебейского рода Муциев, легендарный Гай Myций Сцевола (G. Mucius Scaevola), составивший, с согласия сената, замысел убить этрусского царя Порсенну, осаждавшего Рим (около 507 г. до Р. Х.). Замысел не удался; Муций был схвачен и, в

Лапотный Муций Сцевола

А. БЕЛЯЕВ

Римлянин Кай из плебейского рода Муциев, прозванный Сцеволой (левшой), сжег свою правую руку на огне жертвенника перед этрусским царем Порсеной, которого хотел убить, но был схвачен. Видя такую неустрашимость, Порсена отпустил Кая и снял осаду с Рима.

Этот подвиг обессмертил имя Муция Сцеволы.

(Из истории древнего Рима.)

Свечей не зажигали; за окнами Петровского дворца ярко полыхало зарево горящей Москвы. Оно освещало половину лица Наполеона, неподвижно сидевшего возле письменного стола.

Адъютанты не узнавали своего императора. Куда девались его сверхчеловеческое самообладание, его молниеносная решительность? Великий Наполеон, человек без колебаний, казался растерявшимся. Вспышки былой энергии сменялись у него целыми часами апатии или тягостного раздумья. То он требовал от Франции подкреплений, писал Сенату грозные послания, приказывал заготовлять провиант в Варшаве, Смоленске, рассылал своих генералов наблюдать за русской армией и воевать с собственными войсками, разбредавшимися по Москве. То вдруг уходил в себя и погружался в мрачное раздумье. Иногда подолгу смотрел на портрет сына, присланный из Франции накануне Бородинского боя, словно желая узнать судьбу империй и короны..

Поздно вечером в нем вдруг вспыхнула былая энергия. Наполеон вызвал Даву и долго совещался с ним.. Адъютанты, стоявшие за дверью, слышали, как он возбужденно говорил Даву:

Мы много потеряли людей? Ну, что же? Навербуем русских. Они хорошо умеют драться и их много. Я уже отдал приказ о вербовке.

Да, но русские... - возразил Даву.

Что-о? - воскликнул Наполеон, не терпевший возражений.

В это время явился один из адъютантов.

А вот и вы! - И, обратившись к Даву, Наполеон сказал:

Он нам сейчас расскажет, как идет вербовка русских.

Ваше величество... - начал смущенно адъютант.

К делу! Как идет вербовка?

Москва пуста. Русские бегут из сел и деревень.

Ловить, расстреливать за отказ!

Никаких но! Страхом и обещаниями можно заставить людей делать все!

Да, государь, но что они делают?

Что еще?..

Наши вербовщики захватили в Москве нескольких крестьян, чтобы заставить сражаться в рядах наших войск... - начал адъютант.

Ну, и?.. - нетерпеливо перебил Наполеон.

А чтобы они не бежали, им ставили на руку клейма.

Подобно тому, как на заводах клеймят лошадей? - улыбнулся. Наполеон. - Глупо. И дальше?

Один из крестьян спросил: что значит это клеймо? Ему ответили, что это знак того, что он теперь наполеоновский солдат. «Как! Я солдат Наполеона?!» воскликнул он, схватил топор, отрубил себе руку и, кинув ее к ногам присутствующих, сказал:

«- Нате, вам ваше клеймо!»

Наполеон быстро отступил на шаг - назад и даже посмотрел на пол, словно это к его ногам была брошена отрубленная рука, потом, чтобы скрыть свое волнение, круто повернулся, заложил руки назад и стал смотреть через окно на багровое небо.

Наступила зловещая пауза.

Чтобы смягчить впечатление от своего доклада, адъютант насмешливо промолвил:

Тоже, нашелся лапотный Муций Сцевола!

Как? -резко воскликнул Наполеон, повернувшись к адъютанту. И начал чеканить слова, как учитель перед бестолковым учеником:

Этот безвестный мужик в лаптях, конечно, никогда не слыхал о Муции Сцеволе. Но в нем тот же дух. И если они все таковы, то это не смешно... («а страшно», хотел сказать Наполеон, но удержался.)

Вы свободны! - почти крикнул он адъютанту.

Вербовка русских была -прекращена, а. с «лапотными Муциями» Наполеону еще пришлось встретиться, и они победили его.

Осада тем не менее продолжалась, равно как и нужда в хлебе, который чрезвычайно поднялся в цене, и Порсена уже надеялся взять город при помощи обложения, но в это время знатный юноша Гай Муций вознегодовал, что римский народ в пору рабства, находясь под властью царей, ни в одну войну и ни одним врагом не был осажден, а теперь, освободившись, заперт теми самыми этрусками, войска которых часто разбивал. И вот, полагая, что следует отомстить за этот позор каким-нибудь великим и смелым предприятием, он сперва хотел на свой страх пробраться в неприятельский лагерь. Однако опасаясь, что его могут схватить римские стражи как перебежчика, если он пойдет без разрешения консулов и без чьего бы то ни было ведома (а нынешнее положение города будет подтверждать это подозрение), он обратился к сенату. «Я хочу, отцы, – сказал он, – перейти Тибр и, если возможно, пробраться в неприятельский лагерь не с целью грабежа и не с тем, чтобы мстить за опустошения; если боги помогут, то я имею в уме более серьезное дело!» Сенаторы одобряют.

Спрятав под одежду меч, он отправляется. Прибыв туда, он остановился в самой густой толпе перед трибуналом царя. Случайно там происходила раздача жалованья воинам, причем секретарь, сидевший вместе с царем, почти в такой же одежде, был очень занят, и все воины подходили к нему. Боясь спросить, который Порсена, чтобы не выдать себя сознанием, что он не знает царя, и слепо следуя руководству судьбы, он убил вместо царя секретаря. Пробираясь оттуда через испуганную толпу туда, куда открывал ему путь окровавленный меч, он был схвачен царскими телохранителями, сбежавшимися на крик. Став перед трибуналом царя и в такую страшную минуту более внушая другим боязнь, чем боясь сам, он сказал: «Я римский гражданин; зовут меня Гай Муций; как враг, я хотел убить врага, а так же готов умереть, как готов был совершить убийство. Римляне умеют храбро и действовать, и терпеть. И не один я замыслил это против тебя: за мною следует длинный ряд ищущих той же чести. Итак, если тебе угодно, то приготовься каждый час рисковать своей головой и видеть в преддверии своего дворца меч врага – такую войну объявляем тебе мы, римские юноши; не бойся войска, не бойся битвы; ты один будешь иметь дело с отдельными людьми!»

Когда царь, воспламененный гневом и напуганный опасностью, отдавал приказание развести кругом огни, грозя ему, если он не раскроет тотчас же, о каких засадах он говорил ему загадочно, тот ответил: «Вот тебе, чтобы ты понял, как мало ценят тело те, которые предвидят великую славу!» При этих словах он положил правую руку на огонь, разведенный для жертвоприношения. Когда он жег ее, точно ничего не чувствуя, царь, вне себя от удивления, вскочил со своего седалища, приказал оттащить юношу от алтаря и сказал: «Уходи ты, дерзнувший на более вражеское дело против себя, чем против меня! Я сказал бы: хвала тебе, если бы твоя доблесть стояла за мое отечество; теперь же я освобождаю тебя от ответственности, которой ты подлежал по праву войны, и отпускаю отсюда целым и невредимым» . Тогда Муций, как бы желая отблагодарить, сказал: «Так как ты чтишь доблесть, то получи в дар от меня то, чего ты не мог добиться угрозами: мы, триста лучших римских юношей, поклялись бороться против тебя этим способом. Первый жребий пал на меня; остальные будут являться каждый в свое время, кому придется по жребию, пока судьба не даст попасть в тебя!»

Гай Муций Сцевола В присутствии Ларса Порсены. Матиас Стом, 1640е, Галерея Искусств. Новый Южный Уэльс

По уходе Муция, получившего затем за потерю правой руки прозвище Сцевола, в Рим явились послы от Порсены: первая опасность, от которой спасла его только ошибка убийцы, и перспектива подвергаться ей столько раз, сколько остается заговорщиков, произвели на царя такое впечатление, что он сам предложил римлянам мирные условия. Напрасно при этом заводилась речь о возвращении Тарквиниев на царство; впрочем, это делалось скорее потому, что он не мог отказать в просьбе Тарквиниям, чем потому, чтобы он не предвидел отказа со стороны римлян. Но он добился возвращения вейянам земель, и римляне вынуждены были дать заложников, если хотят, чтобы был сведен гарнизон с Яникульского холма. По заключении мира на этих условиях Порсена свел войско с Яникульского холма и удалился из римских пределов. Гаю Муцию сенаторы за доблесть подарили поле за Тибром, названное потом Муциевыми лугами.

Такой почет, оказанный доблести, побудил и женщин к заслугам перед государством: девица Клелия, одна из заложниц, пользуясь тем, что этрусский лагерь находился недалеко от берега Тибра, обманула стражей, предводительствуя отрядом девиц, переплыла через Тибр под вражескими стрелами и вернула их всех в добром здоровье в Рим родственникам. Когда это было возвещено царю, он прежде всего, под влиянием раздражения, послал в Рим послов требовать выдачи заложницы Клелии; за остальными-де он не гонится. Затем, сменив гнев на удивление, он стал говорить, что это дело превышает подвиги Коклесов и Муциев, и заявил, что если заложница не будет выдана, то он сочтет договор нарушенным, если же будет выдана, то он отпустит ее невредимой домой. Обе стороны сдержали слово: и римляне вернули залог мира согласно договору, и царь этрусков не только не наказал, но и почтил доблесть и, похвалив девушку, сказал, что дарит ей часть заложников; пусть сама выберет, кого хочет. Говорят, что когда все они были выведены, то она выбрала несовершеннолетних, что делало честь ее целомудрию, да и сами заложники единодушно одобряли, что освобождаются из рук врага люди того возраста, в котором легче всего обидеть. По возобновлении мира римляне воздали невиданной доблести женщины небывалый почет, назначив ей конную статую: в конце Священной улицы поставлено было изображение девицы, сидящей на коне.

(Тит Ливий, II, 12-13)