Графика - Портал рукоделия

Ф. И

«Неохотно и несмело» Федор Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело»

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение . Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами . На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.

Жизненный путь Фёдора Ивановича Тютчева начался в неприметном селе, имеющем название Овстуг. В настоящее время данная местность расположена в Брянской области. Родился писатель в 1803 году и принадлежал к древним дворянам.

С самого раннего детства мальчик обучался в домашних условиях, проявлял большой интерес к гуманитарным наукам. Поскольку семья не была лишена влияния со стороны мировой моды, все свободно говорили на французском.

Руководил обучающим процессом С. Е. Амфитеатров, более известный под фамилией Раич. Именно он привил ребёнку тягу к поэтам античности. В 13 лет Федор без труда переводил творения Горация и создал свое собственное произведение, названное «На новый 1816 год».

Далее, Тютчев поступает в Московский университет на факультет, посвященный русской словесности. Здесь он знакомится со многими известными деятелями, к примеру, Погодиным, который в то время являлся известным историком и журналистом. Именно Погодин становится для него настоящим другом.

С этого момента начинается новый период жизненного пути у Федора Ивановича. За пределами родины автор проводит более 20 лет. Здесь же он встречает свою первую любовь, которую звали Элеонорой, в последующем она становится его женой. Многие известные на весь мир произведения созданы именно в Мюнхене, к примеру, «Фонтан» или «Весенняя гроза».


Раскрыться публично Федору помогает печать его творений в известном на то время журнале «Современник», который принадлежал А.С. Пушкину. Стихотворения приглянулись мировым критикам, многие восхищались его работами.

Фёдор Иванович был любвеобильным мужчиной. Ещё до смерти первой жены он имел отношения с Эрнестиной. Эта женщина и стала его второй женой, после годового траура по Элеоноре.

Попав в немилость из-за своего характера, Тютчев вынужден переезжать по Европе с одного места на другое. Всё это время он стремился вернуться на службу. В этот же период он начинает заниматься славянофильством. Это весьма понравилось правителю Николаю Первому, который решает вернуть его на должность и устраивает в Министерство.

В 50-х годах Ф.И. Тютчев снова влюбляется. Молодой пассией является Елена Денисьева. Роман продолжается 14 лет, после чего любимая умирает от туберкулеза.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Федор Иванович Тютчев – это достояние всей русской культуры. Автор создавал изысканные произведения, которые скрывали глубокий философский смысл и показывали сходство натуральной природы и особенностей человеческой сути. Ярким примером изысканного и интересного произведения является стихотворение «Неохотно и несмело», которое написано в июне 1849 года. Создан шедевр во время поездки в село под названием Овстуг. Именно сюда писатель приезжал из Петербурга для отдыха от будней большого города.

Ключевая тематика произведения – это особенное ощущение, которое возникает во время предвкушения грозы. Эта стихия, одна из излюбленных явлений, происходящих время от времени в природе. Гроза является своеобразным символом, олицетворяющим молодость и безмятежность. Автор считал, что именно во время грозы происходит внутреннее очищение души. В произведении «Неохотно и несмело» Федор Иванович Тютчев максимально качественно передал тот миг, который бывает перед началом действия разбушевавшейся стихии. Именно в это время природа притихает, своеобразно преображается, ожидая резкой смены происходящего вокруг.

Федор Иванович являлся приверженцем романтизма. Он мастерски передавал читателю особенности пейзажно-лирического повествования и описывал природные ландшафты с помощью эксклюзивных переживаний, имеющих лирическую направленность. Практически во всех произведениях автора мир природы плотно переплетался с человеческими судьбами. Лирический герой переживал грозу вместе с природой.

Особенности образов в стихотворении «Неохотно и несмело»

Все центральные предметы и образы в произведении имеют одухотворенную основу. Это и земля, и солнце, и сама стихия. Федор Иванович Тютчев наделял каждую вещь определенными человеческими чертами. К примеру, солнце в произведении смотрит исподлобья на раскинутые поля. Как небо, так и земная поверхность символизируют определенную, мощно скрепленную связь человеческого существования вместе со всей вселенной. Именно эти особенности и являются ключевыми персонажами в стихотворении. В виде грозы отражается вся имеющаяся сложность и противоречивость отношений и свойств земли и неба.

В произведении «Неохотно и несмело» Федором Ивановичем изображается натуральная природа в промежуточном состоянии. Здесь описывается момент предвкушения стихии, а также излагается концовка, олицетворяющая затихание грозы. Таким образом, автор старался показать, что натуральная природа находится в постоянном движении, как и человек, никогда не стоит на месте.

В начале произведения описывается яркое и теплое солнце, которое своеобразно побаивается прихода грозы. Постепенно в стихотворении начинает нарастать движение, появляется резкий и порывистый ветер, а на все живое постепенно находит мрачная тень. Кульминация описания образа стихии – это внезапная вспышка молнии. Автором качественно описываются присутствующие при этом раскаты грома, и ветер, поднимающий пыль. В определенный момент стихия угасает, гроза уходит и снова на читателя смотрит теплое и веселое солнце, которое покрывает все окружающее своими переливающимися после дождя лучами.

Особенности структуры стиха

Шедевр «Неохотно и несмело» представляет собой композицию кольцевого типа, которая состоит из пяти отдельных строф. Написано стихотворение в виде четырехстопного хорея, в котором присутствует перекрестная рифмовка. Федор Иванович Тютчев весьма уместно использовал двухсложные стопы, имеющие ударение на первом слоге.

Чтобы максимально качественно передать изменения, присутствующие в состоянии натуральной природы, автор использует множество различных художественных средств. Это и синтаксический параллелизм, и особенные ассонансы. Присутствует в строках и аллитерация. Буквы «р» и «г», применяемые для качественной передачи звуков. Максимально точно передают атмосферу присутствующего грома. Аллитерация с использованием буквы «с», применяемая как в первом, так и последнем четверостишии, помогает максимально ярко передать веселое сияние солнечных лучей.

Насыщено произведение «Неохотно и несмело» большим количеством глаголов. К примеру, прогремело сзади тучи, молния пробивается, пыль летит в виде вихря. Такие глаголы способны максимально качественно передать весь изысканный динамизм, присутствующий в описываемой картине. Во второй строфе практически полностью отсутствуют глаголы. Это использовано автором для того, чтобы создать ощущение приближения грозовой тучи. Следует отметить, что используемые глаголы в шедевре отличаются красочностью и выразительностью – окаймить, принахмуриться, потонуть.


Особенно интересна применяемая цветовая палитра в произведении. Она способна создать по-особенному светлый и радостный колорит. Здесь зеленеют нивы, пламень окутан белым цветом, молнии струятся, а земля полна сиянья. В стихотворении много движения, изысканных красок, а также особенных звуков.

Федором Ивановичем Тютчевым используется большое количество троп. Стоит рассмотреть основные из них, которые являются ключевыми в стихе «Неохотно и несмело»:

Олицетворение. Солнце может смотреть, пыль летает, а земля прихмуривается.

Эпитет. Пламя белое и летучее, а нива зеленеющая.

Метафора. Земля способна потонуть, а молния пробиться.


Федор Иванович считается весьма тонким лириком. Все его произведения выразительны, и «Неохотно и несмело» не является исключением. В нем описана гроза как особенное явление природы, у которого имеются свои личностные перемены. Автор максимально красочно раскрыл движение природы во время дождя, одновременно подчеркивая глубокую идею философской направленности, рассказывающую о цикличности использования вещей в природе. Стихия – это временное явление, которое обязательно сменится солнцем, окутавшим сиянием лучей весь окружающий мир. Так и в жизни человека ненастье и буря обязательно пройдёт, уступая дорогу солнечному благополучию.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля -
Чу! за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы -
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей…

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Другие редакции и варианты

11   Пламень беглый и летучий

Изд. 1900 . С. 149.

13   Гуще капли дождевые -

Автограф - РГАЛИ. Ф. 195. Ед. хр. 5083. Л. 183 об.

20   Вся смущенная земля.

Киевлянин. 1850. Кн. III. С. 192.



КОММЕНТАРИИ:
  Автографы (2) - РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Ч. I. Л.183–183 об.; Альбом Тютч. - Бирилевой . С. 11.
  Первая публикация - Киевлянин . 1850. Кн. III. С. 192. Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 33; Изд. 1854 . С. 67; Изд. 1868 . С. 109–110 (в Изд. СПб., 1886 , отсутствует); Изд. 1900 . С. 149–150.
  Печатается по второму автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 255.
  Автографы имеют название «Гроза дорогой». В автографе РГАЛИ в скобках дата «6 июня 1849». В 13-й строке - «Гуще капли дождевые». Следующее стих. - «Вновь твои я вижу очи». В альбомном автографе в 13-й строке - «Чаще капли дождевые». Название («Гроза дорогой») заключено в скобки. В альбоме стихотворение находится в таком контексте: ему предшествует «Русской женщине», после него идет «Святая ночь на небосклон взошла…».
  Все названные публикации имеют название «Гроза дорогой», в Киевлянине - «Гроза». Однако, как справедливо полагает Г.И. Чулков, название во втором автографе заключено в скобки, поэтом сделана как бы помета для памяти, и стихотворение нельзя считать озаглавленным (Чулков. I . С. 307).
  Разночтения в печатных изданиях: в Киевлянине 20-я строка - «Вся смущенная земля», в Изд. 1900 11-я строка - «Пламень беглый и летучий». Возможно, здесь допущены опечатки.
  Датируется 6 июня 1849 г. на основании даты в автографе; было написано по дороге из Москвы в Овстуг.
  С.С. Дудышкин увидел в стихотворении «искусную руку мастера» и полностью процитировал, сопроводив таким комментарием: «Тут нет ни «ветреной Гебы», ни ее «громокипящего кубка», пролитого на землю среди веселого смеха; но зато есть своя чарующая прелесть в этой «смятенной земле», которая потонула в сиянии лучей солнца, проглянувшего из-за туч. Это значит изображать одною чертою то, что в другом искусстве потребовало бы множество красок. Заметим опять тот же верный глаз, уменье подмечать в явлении самые тонкие оттенки и находить им соответствующие звуки в речи (рецензент указал в особенности на третий куплет. - В.К .). <…> Все это опять напоминает ту эпоху творчества в языке, когда каждое явление в природе так легко покорялось художественному слову» (Отеч. зап . С. 64). Рецензенту из Пантеона (с. 6) не понравились образы: «принахмурилась земля», «смятенная земля». В рецензии на Изд. 1900 Е. Поселянин (Московские ведомости. 1899, 13 дек. № 343) давая высокую оценку стихотворению, полностью процитировал его в короткой рецензии и заметил, что стих. « Гроза дорогой» должно быть поставлено «в ряду удачнейших картин природы, нарисованных Тютчевым, столь выдающимся в поэзии пейзажистом».

Пейзажные шедевры Тютчева поражают своей разнообразностью и мастерством поэта. Тютчев - автор способный замедлить миг и превратить его в обширную, наполненную красками и эмоциями картину. Если желаете понаблюдать за этим процессом, достаточно читать стих «Неохотно и несмело…» Тютчева Фёдора Ивановича.

Произведение, как в замедленной прокрутке цветного кинофильма, изображает дождливый день во всей его красе. Текст стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело…» подробно описывает, как надвигается дождь, при этом автор не упускает из вида ни единого момента. Начинается стихотворение спокойным рассказом о солнце, которое несмело выглядывает из-за тучки, о принахмурившейся земле и легком ветерке. Кажется, они все в ожидании какого-то особенного явления. И, действительно, вот оно - необычайной красоты молния с «белым летучим» пламенем прорезала тучи и пустила на землю дождь. Спокойный тон стиха при появлении молнии меняется сердитыми интонациями, резкими, как раскаты грома. В последнем четверостишии автор снова рисует взору читателя солнце, таким образом «обрамляя» солнечным лучом весь стих.

Стихотворение учат на уроках русской литературы в старших классах, обращая внимание на смену его интонационного строя. На нашем сайте вы можете прочитать стих онлайн или скачать его полностью по ссылке.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сияньи потонула
Вся смятенная земля.

Пейзажи Ф. И. Тютчева динамичные, наполненные звуками и цветами. Свидетельством этого является стихотворение «Неохотно и несмело». Изучают его в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Неохотно и несмело» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1848 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.

Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.

Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля».

Эпитеты «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля» .

История создания

В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».

Тема

В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли. За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.

В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело» . Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.

Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги и поэтому становятся еще зеленее.

Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя ее края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты, чем-то рассержены, поэтому раздаются все сильнее.

Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает последний взгляд на поля. Оно недовольно, на что указывает деталь «взглянуло исподлобья» . Молния достигает своего апогея, и земля утопает в ее сиянии. Следующие картины бушующей стихии сами вырисовываются в воображении читателя.

Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.

Композиция

Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишье посвящено определенному образу природы. Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии. Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в последнем она вовсю бушует над землей.

Жанр

Жанр стихотворения - пейзажная лирика. Едва уловимы философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею - лишь маленькое беззащитное существо. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Строки произведения объединены перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них природа автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа. Главную роль играют метафоры - «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля» .

Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля» .

Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация . В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые все сердитей и сильней» . Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.