Графика - Портал рукоделия

Операция российских вкс в сирии. Цели и основные задачи вкс россии в сирии Действия вкс в сирии

Российская военная кампания в сирийском небе продолжается, пусть и в несколько ужатом формате. Тем не менее, решение президента вывести часть сил и средств из арабской республики – основание для подведения первых итогов.

По официальным данным, с 30 сентября прошлого года по 14 марта нынешнего Воздушно-космические силы РФ выполнили в целях борьбы с запрещенным в нашей стране ИГ более девяти тысяч вылетов, поддерживая исключительно высокий темп: от 60 до 80 в сутки. Основная часть работы проделана авиационной бригадой особого назначения, развернутой в Хмеймиме.

Но в общее число также вошли вылеты дальних и стратегических бомбардировщиков в ходе операции «Возмездие», проведенной в ответ на взорванный террористами пассажирский А-321 компании «Когалымавиа». Учтены и рейсы военно-транспортной авиации, перевозившей грузы с территории России в Сирию и обратно. Об интенсивности и эффективности воздушного моста говорит тот факт, что только за два месяца силами ВТА было переброшено свыше 214 тысяч тонн. Часть боевого «трафика» пришлась на самолеты-разведчики.

В начале операции суточный показатель редко превышал 30–40 вылетов, лишь эпизодически достигая обозначенной Верховным главнокомандующим отметки 60. Но с середины декабря начал неуклонно расти. Пик пришелся на конец января – середину марта. Для поддержания такого высокого темпа на авиабазу «Хмеймим» были переброшены дополнительные фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34.

Особо отметим: при феноменальной интенсивности боевой работы экипажи и наземный обслуживающий персонал не допустили ни одного летного происшествия. Для сравнения: в ходе тринадцатидневной операции «Восход Одиссея» в Ливии в 2011 году авиация НАТО в результате ЧП и отказа техники потеряла американский многофункциональный истребитель F-15E и один беспилотник. Так что если бы не сбитый турецкими ВВС фронтовой бомбардировщик Су-24М и погибший в ходе поисково-спасательной операции Ми-8АМТШ, наши Воздушно-космические силы могли победить боевиков всухую.

Отсутствие у террористов и непримиримой оппозиции современных средств ПВО сделало воздушное пространство Сирии идеальным местом для апробации всего арсенала высокоточного оружия, имеющегося у России. Причем его основу составили уже не советские запасы, а образцы, созданные и поставленные в войска лишь несколько лет назад.

Как можно точнее

На момент начала воздушной операции в Сирии на авиабазе «Хмеймим» было развернуто 12 фронтовых бомбардировщиков , столько же штурмовиков , по четыре ударных и многоцелевых . Уже в ходе кампании командование перебросило в Сирию дополнительно четыре Су-34 и столько же Су-24. А в конце января в Латакии появились и четыре новейших , призванных защитить бомбардировщики и штурмовики авиабригады особого назначения от провокаций со стороны турецких ВВС.

После решения Владимира Путина о выводе войск в Россию вернулись не только все штурмовики Су-25, но и четыре фронтовых бомбардировщика Су-24, столько же Су-34. Кроме того, по данным «ВПК», с декабря прошлого года по январь нынешнего прошла ротация нескольких Су-24, замененных на аналогичные машины, переброшенные с территории России.

Почти из девяти тысяч боевых вылетов основной объем пришелся на наиболее многочисленные самолеты авиабригады особого назначения – бомбардировщики Су-24М2 и Су-24М, оснащенные вычислительной подсистемой СВП-24. Именно эти машины вместе со штурмовиками Су-25СМ стали основными носителями неуправляемых авиационных средств поражения (АСП).

Проверенные временем авиационные ракеты Х-25 и Х-29 тоже применялись, но все же высокоточным «оружием выбора» ВКС России стали корректируемые авиабомбы КАБ-500С. КАБ-500-ОД и более тяжелые КАБ-1500 использовались эпизодически.

Доля примененного Россией в Сирии ВТО пока, конечно, далека от показателей США и НАТО (в конфликтах нынешнего тысячелетия – до 80 процентов). Но в сравнении с августовской операцией 2008 года против Грузии прогресс разителен – не только в оснащении ВКС высокоточными АСП, но и в эффективной тактике их применения.

Модернизированные прицельно-навигационные комплексы фронтовых бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 позволили гораздо эффективнее поражать площадные цели и полевые укрепления боевиков обычными бомбами. Но в населенных пунктах, где десяток метров отклонения означает жертвы среди мирного населения и ненужные разрушения, альтернативы высокоточному оружию, увы, нет.

Поэтому на втором месте по интенсивности боевого применения после Су-24М стоят многофункциональные Су-34, ставшие основными носителями ВТО. Примечательно, что некоторые из «тридцать четвертых» за пять с половиной месяцев выполнили более чем по триста боевых вылетов.

В то же время приходится констатировать: продолжающиеся между нашим ОПК и командованием ВКС многолетние споры о том, что лучше – встроенные оптико-локационные станции или подвесные контейнеры, затянулись. А на вооружении ударных самолетов нет ни тех, ни других .

Даже несмотря на изначально сомнительную концепцию Су-34 и уже морально устаревшую – из-за сложного и долгого пути внедрения в серийное производство – бортовую оптико-локационную станцию «Платан», именно эти многофункциональные машины оказались наиболее эффективной платформой, позволяющей задействовать весь ассортимент высокоточного оружия.

И еще: массовое применение российскими ВКС в Сирии авиационных средств поражения со спутниковым наведением стало возможным только после того, как в 2011–2012 годах орбитальная группировка ГЛОНАСС была доведена до полного состава . Она позволила гарантированно поражать отдельные здания и ключевые объекты инфраструктуры боевиков с минимизацией побочного ущерба.

Но при всей своей эффективности боеприпасы со спутниковой коррекцией, к сожалению, не являются универсальным чудо-оружием, способным решать любые задачи, стоящие перед ВКС. «Космической» точности не всегда достаточно для поражения малоразмерных, хорошо укрепленных объектов, бункеров. Бесполезны такие боеприпасы и против движущихся целей. Конечно, дальность и высота применения КАБ-500С защищают их носителей от ПЗРК и зенитной артиллерии, но почти любой комплекс ПВО малой дальности, включая устаревшие, уже представляет для самолета серьезную опасность.

В сирийской операции российское командование столкнулось с той же проблемой, что и американцы при широком внедрении высокоточного оружия в 90-е годы прошлого века. Даже такой простой боеприпас, как КАБ-500С, совсем не дешев. Каждая бомба стоит, как автомобиль премиум-класса, да и запасы невелики, что заставило расходовать их экономно. В ходе авиаударов в Сирии редкая цель удостаивалась более одной КАБ-500С за вылет, чего не всегда хватало для гарантированного уничтожения.

Российское военное ведомство, вероятно, не раз пожалело, что в его распоряжении пока нет аналогов JDAM – комплектов для сравнительно недорогого переоборудования бездонных российских запасов ФАБ и ОФАБ в высокоточное оружие. Это тем более досадно, что такие разработки уже не являются достоянием лишь передовых в технологическом отношении стран. Такие комплекты освоены и производителями вооружений второго эшелона вроде Турции и ЮАР.

Не приходится пока говорить и о еще более эффективных преобразованиях обычных средств поражения в высокоточные, когда добавлением плоскостей и двигателей старые чугунные бомбы превращаются в ВТО, способное поражать цели противника на большой дальности.

Одним из самых знаковых событий российской кампании в Сирии стало применение крылатых ракет морского и воздушного базирования. Точное число запущенных КР неизвестно. Согласно докладу Сергея Шойгу на совещании 20 ноября прошлого года на тот момент дальней авиацией и Военно-морским флотом была применена 101 ракета.

Если суммировать цифры из докладов и заявлений российского военно-политического руководства, только ВМФ отработал по целям в Сирии как минимум 46 крылатыми ракетами «Калибр-НК». Примечательно, что залповые пуски новейших КР в таком количестве не отрабатывались ранее ни на испытаниях, ни в ходе учений. Но первый опыт оказался весьма удачным.

Конечно, не все из ракет достигли целей, но процент неудач сопоставим с 10–16, продемонстрированными американскими КР в иракской кампании 2003 года и «Томагавками» времен «Бури в пустыне». Российский флот обрел способность высокоточного неядерного удара на сотни и тысячи километров, что заметно усиливает возможности проекции силы вдали от своих границ.

На фоне громкого старта морских крылатых ракет осталось почти незамеченным успешное применение в Сирии Х-555 и новейших малозаметных Х-101. Конечно, наличие таких АСП в арсенале российской дальней авиации, а также их возможности вряд ли были для кого-то секретом. Тем не менее и для этих ракет Сирия стала боевым дебютом.

Остается сожалеть, что даже модернизированные , на которые пришлась основная часть вылетов дальней авиации, по-прежнему действовали исключительно неуправляемыми бомбами. Хотя часть привлеченных для ударов по позициям боевиков «Бэкфайров» оборудовали специально доработанными под эти машины вычислительными подсистемами СВП-22 фирмы «Гефест», обеспечивающими высокую точность обычных свободнопадающих бомб.

Из-за ограниченной дальности полета без дозаправки и для минимизации побочного ущерба бомбовая нагрузка Ту-22М3 была сильно урезана. Продемонстрированный в Сирии типовой комплект из 12 бомб калибра 250 кг характерен скорее для тактической, чем для стратегической авиации. Но если бы каждая из них была корректируемой, к примеру, КАБ-500С, то даже такая нагрузка сделала бы Ту-22М3 значительно более опасными для площадных целей высокой важности: нефтеперерабатывающих заводов террористов, военных баз и аэродромов потенциальных противников.

Фактически все воздушные операции стран НАТО, будь то в Ираке, Ливии или Афганистане, не проходят без самолетов-заправщиков, интенсивность применения которых зачастую в разы перекрывает показатели штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков. А вот российские воздушные танкеры приняли весьма ограниченное участие в операции в Сирии, в основном обеспечивая топливом ракетоносцы и Ту-95МС.

Наши истребители, фронтовые бомбардировщики и штурмовики, что при перелете из России в Сирию осенью прошлого года, что при выводе войск нынешней весной, не дозаправлялись в воздухе, ограничившись только подвесными топливными баками.

Как признались «ВПК» представители ВКС, пока количество самолетов-заправщиков и их тактико-технические характеристики не могут обеспечить эффективное применение российских ударных машин на большую дальность . Воздушный танкер должен не только перевозить нужное количество топлива, но и достаточно долго находиться в небе. Пока вся надежда только на Ил-96-400ТЗ, переоборудование которых идет на авиазаводе в Воронеже.

Есть и организационные проблемы. Сейчас танкеры подчиняются командованию дальней авиации и в первую очередь обеспечивают ее боевую работу, а для дозаправки фронтовых бомбардировщиков и истребителей привлекаются по остаточному принципу.

Беспилотники испытывают терпение

Нельзя отрицать, что серьезные успехи сирийских правительственных войск – во многом заслуга российской авиационной бригады особого назначения. Су-25 и почти непрерывно осуществляли непосредственную огневую поддержку наземных сил.

Но если боевая работа ударных вертолетов постоянно попадала на различные видео с места событий, то штурмовикам, наносящим удары по позициям боевиков с использованием неуправляемых ракет и авиационных бомб, посвящены только три ролика. Хотя «Грачи» работали в небе Сирии очень интенсивно, иногда выполняя пять-шесть вылетов в сутки.

Попутно отметим, что управляемые ракеты использовались экипажами вертолетов Ми-24П достаточно редко. Их «оружием выбора» так и остались НАР, применявшиеся в Сирии для поражения не только стационарных, но и мобильных целей, в том числе бронетехники.

К сожалению, следует признать, что если уничтожение стационарных объектов в Сирии не представляло проблемы для наших ВКС, то борьба с мобильными целями, вооруженными пикапами и просто малыми группами боевиков по-прежнему представляет сложность и сопряжена с риском для пилотов, так как действовать приходится на низких высотах в условиях применения противником стрелкового оружия и ПЗРК .

Современный мировой опыт борьбы с терроризмом и противоповстанческих действий показывает: оптимальным решением здесь являются ударные беспилотники, оснащенные управляемыми ракетами, иногда корректируемыми бомбами. Это по-настоящему высокоточное оружие, которое позволяет поражать такие цели с минимальным побочным ущербом.

В Сирии и соседнем Ираке применяются ударные дроны китайского и даже иранского производства, но аналогичные российские изделия все еще находятся на стадии испытаний. И сегодня это, пожалуй, самое слабое место наших ВКС.

Не сумели закрыть нишу беспилотников и ударные вертолеты . Новые Ми-35М были слишком немногочисленны, а наиболее современные и с развитыми прицельно-обзорными системами появились считанные дни назад, правда, уже успели вступить в бой. Но даже им приходится экономить «умные» ракеты.

Управляемые ракеты, которыми оснащаются наши вертолеты, вполне эффективны для борьбы с бронетехникой и автотранспортом, но из-за габаритных ограничений их осколочно-фугасные и термобарические варианты заметно уступают по мощности аналогичным версиям популярной американской AGM-114 «Хеллфайр» (Hellfire). Более того, запасы таких изделий Воздушно-космическими силами России пока только создаются.

Между тем одному Ираку с его скромными ВВС приходится в борьбе с ИГ расходовать сотни термобарических и осколочно-фугасных «Хеллфайров» в месяц. Достаточно сказать, что в нынешнем году Госдеп США одобрил продажу Багдаду пяти тысяч таких ракет, правда, часть из них будет в противотанковом варианте.

Легитимное военное присутствие в Сирии является одним из преимуществ России на дипломатическом фронте. Воздушно-космические силы РФ действуют в арабской республике на основании договора от 26 августа 2015 года, который позволяет Москве держать в стране авиационную группировку.

Первые удары по «Исламскому государству»* были нанесены 30 сентября 2015 года. Бомбардировке подверглись скопления военной техники, транспортные средства, склады оружия, боеприпасов и горюче-смазочных материалов (ГСМ).

В общей сложности за два года проведения операции российские ВКС совершили более 92 тыс. авиаударов. По состоянию на сентябрь 2017 года авиация РФ уничтожила более 53,7 тыс. боевиков, 8,3 тыс. командных пунктов, 17,2 тыс. опорных пунктов, 970 лагерей подготовки и 9,3 тыс. объектов инфраструктуры террористических организаций.

Также удары ВКС были направлены на подрыв финансового благосостояния ИГ*, которое зарабатывало на торговле энергоресурсами. По данным Минобороны, российские самолёты разбомбили 132 станции перекачки топлива и колонн топливозаправщиков, 212 нефтяных месторождений и нефтегазовых комплексов и 6,7 тыс. складов ГСМ.

Авиационное крыло

Главная задача ВКС — поддержка сухопутных операций сирийской армии. На начальном этапе российской миссии правительственные войска находились в очень тяжёлой ситуации. Различные группировки боевиков оккупировали 85% Сирии.

Эффективная работа российской авиации позволила сократить наступательные возможности боевиков в конце 2015 года. В 2016 году сирийская армия смогла взять несколько крупных городов, включая Алеппо, а в ходе весенней и летней кампании 2017 года освободила центральную часть страны.

Ожидается, что до конца текущего года правительственные войска выбьют террористов с востока САР, и «Исламское государство» прекратит существование как военная структура. 22 сентября Минобороны сообщило, что за минувшие два года от ИГ было освобождено 2235 населённых пунктов, или 87,4% территории Сирии.

Состав российской авиационной группы в Сирии постоянно менялся. В сентябре 2015 года его основу составляли 12 штурмовиков Су-25СМ, 12 бомбардировщиков Су-24М, четыре многоцелевых тяжёлых истребителя поколения 4+ Су-30СМ, вертолёты Ми-8 и Ми-24.

В октябре-ноябре 2015 года авиакрыло увеличилось примерно до 70 единиц за счёт бомбардировщиков и истребителей. В феврале 2016 года после достижения договорённости о перемирии президент РФ Владимир Путин распорядился сократить авиагруппировку.

Сегодня регулярные боевые вылеты совершает не только оперативно-тактическая, но и дальняя авиация — Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160. Как правило, стратегические бомбардировщики вылетают с аэродрома Энгельс Саратовской области.

  • Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 во время нанесения авиационного удара по объектам террористов в Сирии
  • РИА Новости

Бомбами и ракетами

Основными средствами поражения террористов являются Су-24М и Су-25СМ «Грач». Машины способны нести значительное количество боеприпасов, прежде всего корректируемые и свободно падающие авиационные бомбы. Именно эти виды боеприпасов, произведённых ещё в советский период, чаще всего использовались в сирийской операции.

Причин массового использования авиационных бомб в САР несколько. Во-первых, ВКС России требовалось разгрузить склады с советскими боеприпасами, которые подлежали утилизации. Во-вторых, фугасные бомбы прекрасно справляются с задачей по уничтожению инженерных сооружений террористов.

Авиационные бомбы не являются высокоточным оружием, однако большая их часть оснащена головками самонаведения, что позволило повысить точность бомбометания до максимально возможного уровня.

Точность попадания даже 500-килограммовых бомб может достигать нескольких метров. В итоге российские ВКС получили эффективное и относительно недорогое средство поражения.

Однако ВКС нередко используют ракеты, в том числе новейшие. Например, 17 и 19 ноября 2015 года бомбардировщики дальней авиации выпустили по объектам ИГ стратегическую крылатую ракету с использованием технологий снижения радиолокационной заметности X-101.

Ракета является разработкой подмосковного МКБ «Радуга». Х-101 призвана заменить Х-55, стоящую на вооружении с 1980-х годов. В ходе боевого применения в Сирии была доказана способность Х-101 с большого расстояния (до 5500 км) поражать статичные и подвижные цели с отклонением не более чем в 10 метров.

Боевое крещение в САР получили самолёты дальней авиации Ту-95 и Ту-160. 17 ноября 2015 года 25 стратегических бомбардировщиков осуществили массированный ракетно-бомбовый удар по позициям террористов. Ударами 34 крылатых ракет было уничтожено 14 объектов ИГ.

Экипажи российских самолётов продемонстрировали свою боеготовность и способность к реальному применению высокоточного оружия.

За время операции российские ВКС потеряли одну машину (без учёта потерь нескольких вертолётов, которые относятся к армейской авиации). Трагедия произошла 24 ноября 2015 года. Выпущенная турецким истребителем F-16 ракета «воздух —воздух» поразила Су-24М. Пилот, подполковник Олег Пешков, погиб, штурмана Константина Мурахтина удалось спасти.

После инцидента российские штурмовики и бомбардировщики, включая машины дальней авиации, вылетают на боевое задание только под прикрытием истребителей. Кроме того, Россия перебросила в Сирию зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-400 Триумф».

  • Штурмовики Су-25 ВКС России
  • РИА Новости
  • Ольга Балашова

Тест на мастерство

Операция в Сирии позволила Минобороны РФ проверить боеготовность практически всех военных лётчиков.

По состоянию на сентябрь 2017 года боевой опыт получили 86% лётного состава ВКС.

В частности, сирийскую кампанию прошли 75% экипажей дальней авиации, 79% — оперативно-тактической, 88% — военно-транспортной авиации и 89% — армейской авиации (вертолёты).

По результатам боевых вылетов были выявлены положительные и отрицательные стороны лётной подготовки. Они легли в основу изменения процесса обучения личного состава, что позволит сделать работу лётчиков более эффективной. В учебные центры поставили новые тренажёры, изменились схемы ведения воздушного боя.

Практически ни одна крупномасштабная операция не обходится без применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Россия перебросила в САР разведывательные «Орланы-10», «Эникс-3», выполняющие наблюдение за территорией вокруг базы Хмеймим, и тяжёлые «Форпосты», осуществляющие съёмку бомбовых ударов авиации по позициям боевиков.

Применение БПЛА позволяет определять цели артиллерийских ударов и проводить спасательные операции. Достаточно сказать, что с помощью «Орланов» был обнаружен штурман сбитого Су-24М.

Условия договора с Дамаском об аренде Хмеймим не ограничивают Россию в выборе и количестве самолётов и боеприпасов. Это означает, что командование ВКС на своё усмотрение может менять состав авиакрыла и испытывать новые летальные и нелетальные вооружения.

  • Российские военнослужащие на авиабазе Хмеймим, Сирия
  • РИА Новости
  • Максим Блинов

База с нуля

Несомненным достижением Минобороны является развёртывание в течение месяца авиабазы в Латакии. Военное ведомство решило сложную логистическую задачу, сумев задействовать ресурсы транспортной авиации и флота, которые осуществляют снабжение авиагруппировки.

Только за 2015 год в рамках подготовки инфраструктуры аэродрома Хмеймим экипажами тяжёлых самолётов Ил-76 и Ан-124 «Руслан» выполнено более 280 рейсов и перевезено 13 750 тонн грузов. Транспортная авиация перебрасывает в САР военную технику, продовольствие и различное оборудование.

Однако зарубежные СМИ утверждают, что ведущую роль в материально-техническом обеспечении базы Хмеймим играет так называемый Сирийский экспресс — регулярные рейсы больших десантных кораблей (БДК) ВМФ, а также зафрахтованные Минобороны гражданские суда.

Хмеймим находится в 50 км порта Тартус, который с советских времён является пунктом обеспечения ВМФ. В данный момент Россия модернизирует порт.

На базе были созданы и бесперебойно функционируют все системы материального и инженерного обеспечения авиагруппировки. На аэродроме развёрнуты десятки объектов — пункты заправки техники, склады для хранения ГСМ, ракет и других боеприпасов.

Считается, что российское командование переняло опыт ведения советскими войсками войны в Афганистане. Сирийская база создана по подобию 14-го военного городка, где в Кабуле дислоцировались штаб 103-й воздушно-десантной дивизии, 50-го парашютно-десантного полка, 1179-го артиллерийского полка и части обеспечения.

Для создания необходимой жилой и административной инфраструктуры в Хмеймиме Минобороны использовало универсальные контейнеры размером два на шесть метров — КИМБ (конструкция инженерная модульная блочная).

Сооружения могут быть оборудованы под жилой блок с кроватями, кондиционерами, душем и шумоизоляцией, а также под другие бытовые (пункты приёма пищи, бани, прачечные, мобильные хлебозаводы) и военные (пункты управления и связи) нужды.

Эшелонированная оборона

Численность военного и гражданского персонала базы Хмеймим является засекреченной. Известно, что помимо лётных экипажей, инженеров, персонала обеспечения и руководства на базе дислоцированы сотрудники военной полиции и бойцы 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота.

Огромное внимание Минобороны уделило выстраиванию эшелонированной системы защиты базы от нападения с суши и воздуха. Первую линию обороны составляют расчёты ПВО, вторую — блокпосты морских пехотинцев, расставленные по всему периметру базы, третью — инженерные сооружения, четвёртую — блокпосты сирийских военных.

За противовоздушную оборону Хмеймима отвечают ЗРК С-400, зенитный ракетно-пушечный комплекс ближнего радиуса действия «Панцирь-С1», ЗРК среднего радиуса действия «Бук-М2», комплексы «Оса», Печора-2М и С-200. Также развёрнут комплекс радиоэлектронной борьбы «Красуха-4». Дозор внешнего периметра базы осуществляется с помощью БПЛА.

Такие меры безопасности вполне оправданны, поскольку при возведении базы линия фронта пролегала буквально в 5—10 км. Более того, со стороны боевиков предпринимались попытки миномётного обстрела и нанесения бомбового удара лёгкими беспилотниками.

  • Нанесение ударов по объектам террористов в Сирии

Бесценный опыт

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин заявил RT, что Россия обрела необходимый опыт использования транспортной и боевой авиации. Испытание в Сирии прошли практически все виды авиационной техники. Это позволило выявить их преимущества и недостатки.

«Сирийская воздушная операция дала серьёзную пищу для анализа и последующей работы. Огромный пласт полезной в военном отношении информации скрыт от публики. Но не стоит сомневаться, что необходимые выводы были сделаны», — сказал Козюлин.

По его мнению, Россия подтвердила в Сирии надёжность и высокую эффективность советских самолётов Су-24 и Су-25. Также Козюлин обратил внимание на то, что операция в САР позволила «разгрузить» склады с советскими бомбами.

При этом почти все боеприпасы были снабжены современными головками самонаведения. Корректировкой бомбовых ударов занимаются Силы специальных операций, а проверку результатов бомбометания осуществляют БПЛА.

«Хотелось бы отметить, что Сирия подсказала России острую необходимость внедрения новых беспилотных систем и комплексов уничтожения вражеских БПЛА. Даже в условиях войны с технологически слабым противником без беспилотников невозможно обходиться», — заметил Козюлин.

Собеседник RT полагает, что Минобороны не лукавит, утверждая, что боевые действия в Сирии укладываются в рамки военного бюджета. Операция в арабской республике не требует миллиардных затрат, а вложенные средства окупаются получением бесценного опыта боевого применения.

«Война счёт любит. Но Россия крайне редко применяла дорогое оружие, если не считать полёты дальней авиации, хотя и они абсолютно оправданны. Минобороны избавляется от старых боеприпасов, а ВКС в целом совершают такое количество полётов, которое и должны. Мы выполняем важнейшие задачи по укреплению безопасности без масштабных затрат», — подчеркнул Козюлин.

* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Около 95% территории страны находятся под контролем правительственных войск. Поэтому в избыточном присутствии отечественных военных в Сирии нет необходимости. План сокращения контингента, разработанный в Москве, предполагает частичный вывод техники из состава смешанной авиагруппы на базе Хмеймим и отправку части военных (в том числе инженерного и технического персонала) к месту постоянной службы.

Никаких окончательных решений пока не принято. Последнее слово будет за президентом РФ Владимиром Путиным, говорят источники. В Кремле подобные планы не комментируют, в Минобороны говорят, что сокращать присутствие в Сирии не собираются, сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на военно-дипломатические источники.

Поводом для возможного сокращения группировки стали последние успехи сирийских правительственных войск в борьбе с запрещенными террористическими группировками "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".

Ранее в этом месяце министр обороны РФ Сергей Шойгу говорил, что операция в Сирии "близится к концу" и что исламисты контролируют менее 5% территории страны (до начала операции ВКС в сентябре 2015 г. было 70%). За два года российские самолеты уничтожили 948 тренировочных лагерей, 666 заводов и мастерских по производству боеприпасов, 1,5 тыс. единиц военной техники боевиков. Страна начала возвращаться к мирной жизни: в свои дома вернулись 1,12 млн человек.

Единственным крупным районом, который остается под контролем исламистов, является долина реки Евфрат и территория на границе с Ираком. Проблемы наблюдаются также на территории недалеко от Акербата и Идлиба. Сложнее всего выбить террористов из районов, где местное население прониклось идеями боевиков и оказывает им поддержку.

В Сирии до последнего момента находилось несколько десятков боевых самолетов и вертолетов. Среди них - штурмовики Су-25СМ, фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34, истребители МиГ-29СМТ, Су-30СМ и Су-35С, боевые винтокрылые машины Ка-52, Ми-35М, Ми-24П, Ми-8АМТШ и Ми-171. Во время предыдущих сокращений - 14 марта и 29 декабря 2016 г. - в места постоянной дислокации отправили примерно половину авиационной техники на авиабазе в Латакии. О том, какая именно техника может быть выведена из состава авиагруппы в Хмеймиме сейчас, неизвестно.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в первую очередь логично отправить на родину самую ценную технику, оставив там старые образцы (например, Су-24). Военный эксперт Антон Лавров полагает, что Минобороны может сократить количество ударных машин: в случае необходимости их количество можно быстро нарастить обратно.

При этом возможное сокращение не предусматривает отвода техники и вооружений, которые используются для прикрытия российских военных объектов в Сирии. Речь идет о дивизионах зенитных ракетных систем С-400 "Триумф" в Хмеймиме и Масьяфе, батарее зенитного ракетного комплекса С-300В4 под Тартусом и зенитных ракетно-пушечных комплексах "Панцирь-С1". Вероятно, останутся в Сирии и российские беспилотники.

Российской военной операции в Сирии исполнилось два года. 30 сентября 2015 года Владимир Путин как Верховный главнокомандующий дал приказ начать удары по объектам «Исламского государства». Главную роль в операции сыграла российская военная авиация – и легко заметить, что ее работа по целому ряду специфических характеристик оказалась на удивление эффективной. Как этого удалось добиться?


Высокая интенсивность полетов – и ноль авиапроисшествий

Наиболее выразительным показателем для оценки эффективности работы военных летчиков является соотношение количества боевых вылетов к количеству понесенных при этом потерь. Чисто статистически потери при боевом применении любых войск, в том числе авиации, неизбежны. Но если рассмотреть, что происходит в этом смысле с российской авиагруппировкой в Сирии, обнаружатся поистине поразительные вещи.

За время операции, по официальным данным, произведено более 28 тыс. боевых вылетов и около 99 тыс. ударов по боевикам. Потери же ВВС РФ в Сирии на сегодняшний день таковы: три самолета (сбитый турецким F-16 Су-24, а также Су-33 и МиГ-29К авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов») и пять вертолетов.

Важно различать, что есть боевые (понесенные при столкновении с противником) и небоевые (вне таких столкновений) потери. К примеру, истребители с «Кузнецова» упали, судя по всему, без всякого внешнего воздействия, но несколько российских вертолетов сирийским боевикам все-таки удалось сбить с земли.

И все же, строго говоря, все потерянные ВВС России в Сирии самолеты можно вынести за скобки и не учитывать в нашей статистике. Су-24 был сбит турецким истребителем при не до конца выясненных обстоятельствах. Что касается авиакрыла «Кузнецова», то оно совершило всего несколько сотен вылетов – то есть доли процента от общего числа, и высокая аварийность в данном случае говорит скорее о печальном состоянии Морской авиации, а не о том, что происходит с авиагруппой на аэродроме Хмеймим.

Для сравнения, за более чем девять лет войны в Афганистане был выполнен почти миллион боевых вылетов, во время которых были потеряны 107 самолетов и 324 вертолета. Иначе говоря, при грубом округлении, на каждые сто тысяч вылетов в Афганистане ВВС СССР теряли 10 самолетов и 30 вертолетов. Если бы такая же пропорция сохранялась в ВВС России во время операции в Сирии, потери российской авиации должны были бы составить два–три самолета и около десятка вертолетов. Оставим за скобками тот важный факт, что в Афганистане советские самолеты летали в условиях реального и тяжелого зенитного противодействия с земли, чего наши летчики в Сирии практически не имеют.

А если вспомнить еще более давние времена, а именно Великую Отечественную, то окажется, что тогда до 60% советских самолетов были потеряны без какого-либо воздействия противника – в результате аварий и катастроф.

Возрождение после развала

В Сирии ВКС использовали: фронтовые бомбардировщики Су-24М, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34, дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, штурмовики Су-25, многоцелевые истребители Су-27СМ, Су-30СМ, Су-35С, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28Н, Ка-52, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, самолет комплексной разведки Ту-214Р, самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил-20М1. По данным Генштаба, численность группировки ВКС в Сирии за время операции никогда не превышала 35 самолетов. Это примерно один авиаполк. Можно отметить, что это не какой-либо штатный авиаполк ВКС РФ, а условная «сборная» – в авиагруппу привлекаются летчики разных подразделений со всей страны.

«Ни одной катастрофы или серьезного летного происшествия с самолетами, которые вылетали именно с авиабазы Хмеймим и с других аэродромов на территории Сирии, не было вообще», – подтвердил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Виктор Мураховский.

«Были случаи, когда противник сбивал вертолеты армейской авиации. Но это неизбежные потери, когда противник насыщен автоматическими зенитными пушками и крупнокалиберными пулеметами. Отмечались случаи пусков по вертолетам и переносных зенитно-ракетных комплексов, и противотанковых управляемых ракет», – рассказал собеседник. «Что касается именно фронтовой авиации, то они потерь не имели, за исключением «удара в спину» со стороны турецких ВВС», – добавил он.

Если судить по официальным данным, у ВКС вообще не было небоевых потерь. Не сообщалось также о фактах выхода из строя техники в результате авиационных происшествий.

Это стоит назвать без преувеличения феноменальным показателем. Российские военные летчики, если верить официальным данным (а нет оснований им не верить), не совершили в Сирии ни одной критической ошибки, которая бы привела к потере машины. Ни один из используемых ВКС РФ в Сирии аппаратов никогда критически не подвел с технической точки зрения. Но дело в том, что техника неизбежно подводит, а люди неизбежно делают ошибки, искусство командира лишь в том, чтобы как можно сильнее минимизировать этот эффект. По крайней мере, именно так считают военные летчики. Операция же в Сирии полностью опровергает этот до последнего времени незыблемый постулат.

Все это выглядит тем более удивительным, что с 1991 года до буквально последних нескольких лет ВВС РФ пребывали в состоянии перманентного и даже катастрофического развала. Были расформированы десятки знаменитых авиаполков и дивизий, заброшены аэродромы, закрыты летные училища, десятилетиями в войска не поступала новая техника, тысячи летчиков были уволены из ВВС, а оставшиеся не могли подняться в небо из-за того, что в частях отсутствовали запчасти и топливо. И вдруг, на этом фоне – такие неожиданно достойные показатели в Сирии.

Что же позволило достичь столь невероятных результатов – причем не только отсутствия потерь, но и высокого числа вылетов и эффективности поражения противника?

По мнению большинства экспертов, своим успехом ВКС обязаны трем факторам.

Первый: высокий уровень техники и персонала

Эффективные действия ВКС главный редактор журнала «Экспорт вооружений», сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов объяснил новизной российской техники, а также качественным ее обслуживанием. «Машины там применяются либо нового производства, либо те, что прошли ремонт и модернизацию», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Главком ВВС (2002–2007), Герой России, генерал армии Владимир Михайлов считает, что успехам ВКС в Сирии способствует высокое качество российских самолетов, высокий уровень подготовки летчиков и безукоризненная работа всего персонала, участвующего в подготовке и организации полетов. «Техника очень надежная», – подчеркнул собеседник. «Американцы были в шоке, когда узнали о количестве выполняемых нами вылетов. Им этого не понять», – добавил он.

«Из национального центра управления обороной страны оперативная группа в режиме реального времени взаимодействует с командованием группировки в Сирии и с ВКС, которые работают непосредственно над полем боя. Она получает картинку в режиме реального времени с беспилотников, с некоторых космических средств, данные радиолокационной обстановки. В общем, гигантская система управления совершенно нового типа, которой раньше не было никогда у нас, и в Советской армии ее не было»

.

Эксперт указал, что командование группировки представлено общевойсковыми командирами, оперативные группы военных советников, которые действуют при сирийских соединениях и некоторых частях, – это тоже общевойсковые командиры.

«Также я бы отметил действия нашей системы материально-технического обеспечения, которая на этом удаленном театре военных действий сумела обеспечить нормальные условия для людей и техники, бесперебойное снабжение всей номенклатурой – от горючего, боеприпасов до вещевого обеспечения», – подчеркнул Мураховский.

Второй фактор – разведка

Как известно, в Сирии действуют все виды разведки. Глава Чечни Рамзан Кадыров еще в начале 2016 года заявлял, что сражаться против ИГИЛ авиации помогают сухопутные силы, в том числе лучшие бойцы чеченского спецназа. Кроме того, бывший командующий Сил специальных операций (ССО) Алексей Дюмин признавался «Коммерсанту», что лично выполнял боевые задания в странах дальнего зарубежья, скорее всего, имея в виду как раз Сирию.

Работают разведгруппы, спецназ, а также местная агентура, какую-то информацию передают и сирийцы, перечисляет Фролов. «Безусловно, удары без разведки не наносятся, за исключением ударов, которые выполняются в так называемом режиме свободной охоты. Такие задачи тоже ставятся», – добавил эксперт. «И беспилотные летательные аппараты, и самолеты радиотехнической разведки, и Ту-214Р, которые имеют РЛС бокового обзора, и спутники – все используется», – указал он.

Мураховский тоже подчеркивает огромную важность разведки. «Задействованы и космическая, и воздушная, и радиоразведка, и войсковая, и глубинная – которую, например, ССО обеспечивают, и агентурная. По каждой цели составляется карточка, где указаны источники, достоверность данных и так далее», – объяснил он.

«Известно, что удары мы наносим по важным целям и только при подтверждении из нескольких источников, в том числе и технических средств разведки. Причем при подтверждении высокой степени достоверности», – рассказал собеседник.

Эксперт напомнил, что эти данные понадобились не только ВКС, но и ВМФ. «Для того, чтобы использовать высокоточное , например «Калибр» тот же, надо иметь точные разведывательные, навигационные и топогеодезические данные», – отметил он.

«Цели, которые разведывают наземный спецназ, разведгруппы, – это близкая, тактическая глубина. В основном они работают для наземных, правительственных войск, для ракетных войск и артиллерии, – поясняет газете ВЗГЛЯД бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. – На оперативной глубине – это уже спутники, беспилотники плюс агентура. Беспилотные средства разведки позволяют в реальном масштабе отслеживать действия игиловцев, определять места скопления».

Горбенко напомнил, что в нашей авиации давно действует правило: самолету перед вылетом назначается две цели – основная и запасная.

«Но благодаря данным с беспилотников уже в воздухе может происходить не только нацеливание, но и перенацеливание. Это позволяет наносить очень точные удары как управляемыми, так и неуправляемыми средствами. Точность увеличилась в разы, практически попадание с отклонениями один–два метра. Сразу же оценивают результаты ударов. Как раз увеличение точности привело к увеличению общей эффективности в разы», – сказал генерал.

Третий – задействованы сразу все рода войск

Как подчеркнул Мураховский, высокая эффективность ВКС обеспечивается и тем, что они действуют в Сирии не в одиночку, а при поддержке всех остальных родов и видов войск. «Очень эффективно и успешно действуют и ССО, и ВМФ, применяя, например, ракетные комплексы «Калибр». Несмотря на проблемы с оснащением флота современными кораблями, он совместно с ВКС обеспечил бесперебойное функционирование в высоком темпе так называемого сирийского экспресса, то есть доставку техники и предметов материально-технического обеспечения из российских портов в Латакию», – считает Мураховский. Не стоит забывать про метеорологическое и медицинское обеспечение.

Впрочем, Антон Мардасов, начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития, считает роль ВМФ, в отличие от роли ВКС, не до конца успешной.

«Собственно, авиация себя показала замечательно: и летчики, и вертолетчики, и истребители. Но были противоречивые моменты по походу «Адмирала Кузнецова». Применение авианесущего крейсера для современного флота – это, конечно, не самый сильный опыт. Этот поход имел более учебно-боевые задачи – задел на будущее», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Как считает Мардасов, важную роль в успехе сыграла и ставка России на восстановление регулярной сирийской армии. Как пояснил эксперт:

«Вот Иран в момент своего вмешательства в сирийский конфликт начал создавать ополчение, то есть параллельные военным сирийским подразделениям структуры. Россия же выбрала другой путь – она сразу стала «накачивать» именно армейские структуры. Были, конечно, и поставки оружия ополчению, но ставка была сделана на регулярные подразделения, точнее, на то, что от них осталось».

Как подтверждает и Мураховский, подготовку сирийских военных ведут наши танкисты, артиллеристы, связисты и целый ряд других офицеров.

«Высокий уровень оперативного искусства и тактики, который до этого сирийская армия никогда не демонстрировала, достигнут благодаря нашей помощи,

в том числе в подготовке командиров штабов и военных специалистов», – подчеркнул собеседник. Мураховский подчеркивает, что все три упомянутых экспертами фактора победы важны в комплексе, при провале одного из них ни о каком разгроме противника говорить бы не пришлось.

Война выявила и ряд слабостей ВКС

Наши военные стараются информацию о проблемах в ВКС не распространять – в том числе чтобы не радовать боевиков, заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Антон Лавров. «Известен только фактор наличия проблем», – указал он. Однако о некоторых пресса ранее все же сообщала.

В частности, высокоточные крылатые ракеты поначалу в ряде случаев просто не пускались. «Есть проблемы с авиационной техникой, в частности по применению крылатых ракет воздушного базирования», – признавал в декабре 2015 года замкомандующего Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Коновалов. Однако в дальнейшем этот технический сбой устранили.

«Это общая проблема, связанная с развитием военной инфраструктуры, – отметил Антон Лавров. – Даже ракеты и бомбы со спутниковым наведением требуют развернутых наземных функций корректировки, для увеличения точности. Видимо, это сразу не было сделано и заняло какое-то время».

В марте 2016 года источники в Объединенной авиастроительной корпорации и ВКС сообщали о том, что в ходе операции возникали сбои в работе оборудования новейших самолетов «Су». Отказы происходили в системе управления самолетом и двигателях. Однако эти отказы, как сообщалось, происходили по «мелочи» и «были в целом некритичными». В этой связи их удавалось устранять по ходу, и никакого серьезного влияния на действия авиации они не оказали.

Однако со многими проблемами справиться до сих пор не удалось. И одна из главных связана с высокоточными боеприпасами.

Резервы свободнопадающих бомб (например, ФАБ-250 М-62 и ОФАБ-250) у нас, образно говоря, почти безграничны, а вот высокоточных боеприпасов остро не хватает, сообщил Лавров. В связи с этим такое вооружение «приходится использовать практически с заводов, так как не созданы запасы», – объяснил эксперт.

Остроту проблемы с боеприпасами удалось снизить за счет того, что с начала прошлого года ВКС, насколько известно, начали использовать крылатые ракеты Х-35 (в боевой обстановке ранее не испытывались). Нюанс в том, что эта ракета – противокорабельная. Специфическая траектория полета, а также особенности характеристик радиолокационной головки самонаведения значительно осложняют стрельбу по наземным целям. Это возможно, хотя и очень дорого.

Оптимальным было бы применение корректируемых авиабомб (КАБ), которые значительно дешевле высокоточного оружия. Но дело в том, что запасы КАБ у России не так уж и велики, так как долгое время считалось, что подобное вооружение понадобится в редких случаях.

Кроме того, в России не так уж много пилотов, умеющих использовать КАБ. Отдельно стоит отметить, что КАБ-500С отнюдь не дешев, по стоимости он равен автомобилю премиум-класса. Поэтому, по данным прессы, такие бомбы пришлось расходовать экономно – редкая цель в Сирии удостаивалась более чем одной КАБ, чего порой недостаточно для гарантированного уничтожения.

С подобной проблемой сталкивались и американцы при широком внедрении высокоточного оружия (1990-е годы). Для них решением стало внедрение JDAM – комплекта оборудования на основе технологии GPS, преобразующего имеющиеся свободнопадающие бомбы во всепогодные корректируемые боеприпасы. С учетом огромных запасов ФАБ и ОФАБ для нашей страны это могло бы стать относительно недорогим и простым выходом из ситуации, однако в России пока ничего подобного не создано. По крайней мере, в открытых источниках о создании такого оборудования не сообщалось.

«Мы не НАТО и пока еще исключительно высокоточным оружием не действуем. С одной стороны, это снижает затраты, с другой же – делает куда более уязвимыми наши самолеты. Очевидно, что охота за мобильными целями – вооруженными пикапами и просто малыми группами – сопряжена с риском для пилотов».

Ведь летать приходится на малых высотах с риском напороться на огонь зенитных пулеметов, ручных гранатометов и ПЗРК. Здесь как нельзя более кстати могли бы прийтись ударные дроны. Вот только подобная российская техника все еще находится в стадии испытаний. «Существует очень большая проблема ударных беспилотников – их нет», – подчеркнул Лавров. В Сирии и Ираке воюют дроны китайского и даже иранского производства. «Используют самодельные беспилотники ИГИЛ и курды – все, кто угодно, а у нас они по-прежнему находятся в разработке, и когда появятся – непонятно», – посетовал эксперт.

Но отчасти и эту проблему все же решить удалось. «В последние месяцы стали активнее использовать вертолеты, и с поражением движущихся целей стало лучше, по моим впечатлениям», – отметил Лавров. «Да и управляемого оружия появилось гораздо больше», – добавил он. Ударные вертолеты отчасти перекрыли нишу беспилотников, но и их в Сирии не так много. «Они более уязвимы, особенно днем, и не могут долго находиться в воздухе, патрулировать», – указал эксперт.

Выявила операция в Сирии и еще один недостаток. Выяснилось, что тактико-технические характеристики и количество самолетов-заправщиков не могут обеспечить российскую авиацию на дальних полетах. У нас массовая нехватка заправщиков, а также пилотов, готовых к заправкам в воздухе, отметил Лавров. Но для войны в Сирии это не особо важно, указал эксперт, так как для всех дислоцированных на базе Хмеймим самолетов, кроме, может быть, Су-25, дальность там вполне доступная. Однако данная проблема выявилась при массовой переброске ВКС в Сирию в 2015 году и выводе части войск в 2016-м, когда самолеты не дозаправлялись в воздухе, а ограничивались только подвесными топливными баками.

«Удары с воздуха и с моря по группировкам и инфраструктуре террористических организаций ИГ* и «Джебхат-ан-Нусра» были точными и мощными, эффективными, – заявлял в мае 2016 года президент Владимир Путин. – Вместе с тем, и на этом мы должны будем сосредоточить все наше внимание, операция в Сирии выявила и определенные проблемы, недостатки. По каждому проблемному вопросу должно быть проведено самое тщательное расследование, имею в виду профессиональное расследование, самый тщательный анализ, а затем приняты меры по устранению этих проблем».

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Российской военной операции в Сирии исполнилось два года. 30 сентября 2015 года Владимир Путин как Верховный главнокомандующий дал приказ начать удары по объектам «Исламского государства*». Главную роль в операции сыграла российская военная авиация – и легко заметить, что ее работа по целому ряду специфических характеристик оказалась на удивление эффективной. Как этого удалось добиться?

Высокая интенсивность полетов – и ноль авиапроисшествий

Наиболее выразительным показателем для оценки эффективности работы военных летчиков является соотношение количества боевых вылетов к количеству понесенных при этом потерь. Чисто статистически потери при боевом применении любых войск, в том числе авиации, неизбежны. Но если рассмотреть, что происходит в этом смысле с российской авиагруппировкой в Сирии, обнаружатся поистине поразительные вещи.

За время операции, по официальным данным, более 28 тыс. боевых вылетов и около 99 тыс. ударов по боевикам. Потери же ВВС РФ в Сирии на сегодняшний день таковы: три самолета (сбитый турецким F-16 Су-24, а также Су-33 и МиГ-29К авиакрыла крейсера «Адмирал Кузнецов») и пять вертолетов.

Важно различать, что есть боевые (понесенные при столкновении с противником) и небоевые (вне таких столкновений) потери. К примеру, истребители с «Кузнецова» упали, судя по всему, без всякого внешнего воздействия, но несколько российских вертолетов сирийским боевикам все-таки удалось сбить с земли.

И все же, строго говоря, все потерянные ВВС России в Сирии самолеты можно вынести за скобки и не учитывать в нашей статистике. Су-24 был сбит турецким истребителем при не до конца выясненных обстоятельствах. Что касается авиакрыла «Кузнецова», то оно совершило всего несколько сотен вылетов – то есть доли процента от общего числа, и высокая аварийность в данном случае говорит скорее о печальном состоянии Морской авиации, а не о том, что происходит с авиагруппой на аэродроме Хмеймим.

Для сравнения, за более чем девять лет войны в Афганистане был выполнен почти миллион боевых вылетов, во время которых были потеряны 107 самолетов и 324 вертолета. Иначе говоря, при грубом округлении, на каждые сто тысяч вылетов в Афганистане ВВС СССР теряли 10 самолетов и 30 вертолетов. Если бы такая же пропорция сохранялась в ВВС России во время операции в Сирии, потери российской авиации должны были бы составить два–три самолета и около десятка вертолетов. Оставим за скобками тот важный факт, что в Афганистане советские самолеты летали в условиях реального и тяжелого зенитного противодействия с земли, чего наши летчики в Сирии практически не имеют.

А если вспомнить еще более давние времена, а именно Великую Отечественную, то окажется, что тогда до 60% советских самолетов были потеряны без какого-либо воздействия противника – в результате аварий и катастроф.

Возрождение после развала

В Сирии ВКС использовали: фронтовые бомбардировщики Су-24М, многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34, дальние бомбардировщики Ту-22М3, стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, штурмовики Су-25, многоцелевые истребители Су-27СМ, Су-30СМ, Су-35С, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28Н, Ка-52, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50, самолет комплексной разведки Ту-214Р, самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил-20М1. По данным Генштаба, численность группировки ВКС в Сирии за время операции никогда не превышала 35 самолетов. Это примерно один авиаполк. Можно отметить, что это не какой-либо штатный авиаполк ВКС РФ, а условная «сборная» – в авиагруппу привлекаются летчики разных подразделений со всей страны.

«Ни одной катастрофы или серьезного летного происшествия с самолетами, которые вылетали именно с авиабазы Хмеймим и с других аэродромов на территории Сирии, не было вообще», – подтвердил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Виктор Мураховский.

«Были случаи, когда армейской авиации. Но это неизбежные потери, когда противник насыщен автоматическими зенитными пушками и крупнокалиберными пулеметами. Отмечались случаи пусков по вертолетам и переносных зенитно-ракетных комплексов, и противотанковых управляемых ракет», – рассказал собеседник. «Что касается именно фронтовой авиации, то они потерь не имели, за исключением со стороны турецких ВВС», – добавил он.

Если судить по официальным данным, у ВКС вообще не было небоевых потерь. Не сообщалось также о фактах выхода из строя техники в результате авиационных происшествий.

Это стоит назвать без преувеличения феноменальным показателем. Российские военные летчики, если верить официальным данным (а нет оснований им не верить), не совершили в Сирии ни одной критической ошибки, которая бы привела к потере машины. Ни один из используемых ВКС РФ в Сирии аппаратов никогда критически не подвел с технической точки зрения. Но дело в том, что техника неизбежно подводит, а люди неизбежно делают ошибки, искусство командира лишь в том, чтобы как можно сильнее минимизировать этот эффект. По крайней мере, именно так считают военные летчики. Операция же в Сирии полностью опровергает этот до последнего времени незыблемый постулат.

Все это выглядит тем более удивительным, что с 1991 года до буквально последних нескольких лет ВВС РФ пребывали в состоянии перманентного и даже катастрофического развала. Были расформированы десятки знаменитых авиаполков и дивизий, заброшены аэродромы, закрыты летные училища, десятилетиями в войска не поступала новая техника, тысячи летчиков были уволены из ВВС, а оставшиеся не могли подняться в небо из-за того, что в частях отсутствовали запчасти и топливо. И вдруг, на этом фоне – такие неожиданно достойные показатели в Сирии.

Что же позволило достичь столь невероятных результатов – причем не только отсутствия потерь, но и высокого числа вылетов и эффективности поражения противника?

По мнению большинства экспертов, своим успехом ВКС обязаны трем факторам.

Первый: высокий уровень техники и персонала

Эффективные действия ВКС главный редактор журнала «Экспорт вооружений», сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов объяснил новизной российской техники, а также качественным ее обслуживанием. «Машины там применяются либо нового производства, либо те, что прошли ремонт и модернизацию», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Главком ВВС (2002–2007), Герой России, генерал армии Владимир Михайлов считает, что успехам ВКС в Сирии способствует высокое качество российских самолетов, высокий уровень подготовки летчиков и безукоризненная работа всего персонала, участвующего в подготовке и организации полетов. «Техника очень надежная», – подчеркнул собеседник. «Американцы были в шоке, когда узнали о количестве выполняемых нами вылетов. Им этого не понять», – добавил он.

«Из национального центра управления обороной страны оперативная группа в режиме реального времени взаимодействует с командованием группировки в Сирии и с ВКС, которые работают непосредственно над полем боя. Она получает картинку в режиме реального времени с беспилотников, с некоторых космических средств, данные радиолокационной обстановки. В общем, гигантская система управления совершенно нового типа, которой раньше не было никогда у нас, и в Советской армии ее не было».

Эксперт указал, что командование группировки представлено общевойсковыми командирами, оперативные группы военных советников, которые действуют при сирийских соединениях и некоторых частях, – это тоже общевойсковые командиры.

«Также я бы отметил действия нашей системы материально-технического обеспечения, которая на этом удаленном театре военных действий сумела обеспечить нормальные условия для людей и техники, бесперебойное снабжение всей номенклатурой – от горючего, боеприпасов до вещевого обеспечения», – подчеркнул Мураховский.

Второй фактор – разведка

Как известно, в Сирии действуют все виды разведки. Глава Чечни Рамзан Кадыров еще в начале 2016 года заявлял , что сражаться против ИГИЛ* авиации помогают сухопутные силы, в том числе лучшие бойцы чеченского спецназа. Кроме того, бывший командующий Сил специальных операций (ССО) Алексей Дюмин признавался «Коммерсанту», что лично выполнял боевые задания в странах дальнего зарубежья, скорее всего, имея в виду как раз Сирию.

Работают разведгруппы, спецназ, а также местная агентура, какую-то информацию передают и сирийцы, перечисляет Фролов. «Безусловно, удары без разведки не наносятся, за исключением ударов, которые выполняются в так называемом режиме свободной охоты. Такие задачи тоже ставятся», – добавил эксперт. «И беспилотные летательные аппараты, и самолеты радиотехнической разведки, и Ту-214Р, которые имеют РЛС бокового обзора, и спутники – все используется», – указал он.

Мураховский тоже подчеркивает огромную важность разведки. «Задействованы и космическая, и воздушная, и радиоразведка, и войсковая, и глубинная – которую, например, ССО обеспечивают, и агентурная. По каждой цели составляется карточка, где указаны источники, достоверность данных и так далее», – объяснил он.

«Известно, что удары мы наносим по важным целям и только при подтверждении из нескольких источников, в том числе и технических средств разведки. Причем при подтверждении высокой степени достоверности», – рассказал собеседник.

Эксперт напомнил, что эти данные понадобились не только ВКС, но и ВМФ. «Для того, чтобы использовать высокоточное оружие, например «Калибр» тот же, надо иметь точные разведывательные, навигационные и топогеодезические данные», – отметил он.

«Цели, которые разведывают наземный спецназ, разведгруппы, – это близкая, тактическая глубина. В основном они работают для наземных, правительственных войск, для ракетных войск и артиллерии, – поясняет газете ВЗГЛЯД бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. – На оперативной глубине – это уже спутники, беспилотники плюс агентура. Беспилотные средства разведки позволяют в реальном масштабе отслеживать действия игиловцев, определять места скопления».

Горбенко напомнил, что в нашей авиации давно действует правило: самолету перед вылетом назначается две цели – основная и запасная.

«Но благодаря данным с беспилотников уже в воздухе может происходить не только нацеливание, но и перенацеливание. Это позволяет наносить очень точные удары как управляемыми, так и неуправляемыми средствами. Точность увеличилась в разы, практически попадание с отклонениями один–два метра. Сразу же оценивают результаты ударов. Как раз увеличение точности привело к увеличению общей эффективности в разы», – сказал генерал.

Третий – задействованы сразу все рода войск

Как подчеркнул Мураховский, высокая эффективность ВКС обеспечивается и тем, что они действуют в Сирии не в одиночку, а при поддержке всех остальных родов и видов войск. «Очень эффективно и успешно действуют и ССО, и ВМФ, применяя, например, ракетные комплексы «Калибр». Несмотря на проблемы с оснащением флота современными кораблями, он совместно с ВКС обеспечил бесперебойное функционирование в высоком темпе так называемого сирийского экспресса, то есть доставку техники и предметов материально-технического обеспечения из российских портов в Латакию», – считает Мураховский. Не стоит забывать про метеорологическое и медицинское обеспечение.

Впрочем, Антон Мардасов, начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития, считает роль ВМФ, в отличие от роли ВКС, не до конца успешной.

«Собственно, авиация себя показала замечательно: и летчики, и вертолетчики, и истребители. Но были противоречивые моменты по походу «Адмирала Кузнецова». Применение авианесущего крейсера для современного флота – это, конечно, не самый сильный опыт. Этот поход имел более учебно-боевые задачи – задел на будущее», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Как считает Мардасов, важную роль в успехе сыграла и ставка России на восстановление регулярной сирийской армии. Как пояснил эксперт:

«Вот Иран в момент своего вмешательства в сирийский конфликт начал создавать ополчение, то есть параллельные военным сирийским подразделениям структуры. Россия же выбрала другой путь – она сразу стала «накачивать» именно армейские структуры. Были, конечно, и поставки оружия ополчению, но ставка была сделана на регулярные подразделения, точнее, на то, что от них осталось».

Как подтверждает и Мураховский, подготовку сирийских военных ведут наши танкисты, артиллеристы, связисты и целый ряд других офицеров.

«Высокий уровень оперативного искусства и тактики, который до этого сирийская армия никогда не демонстрировала, достигнут благодаря нашей помощи,

в том числе в подготовке командиров штабов и военных специалистов», – подчеркнул собеседник. Мураховский подчеркивает, что все три упомянутых экспертами фактора победы важны в комплексе, при провале одного из них ни о каком разгроме противника говорить бы не пришлось.

Война выявила и ряд слабостей ВКС

Наши военные стараются информацию о проблемах в ВКС не распространять – в том числе чтобы не радовать боевиков, заявил газете ВЗГЛЯД военный эксперт Антон Лавров. «Известен только фактор наличия проблем», – указал он. Однако о некоторых пресса ранее все же сообщала.

В частности, высокоточные крылатые ракеты поначалу в ряде случаев просто не пускались. «Есть проблемы с авиационной техникой, в частности по применению крылатых ракет воздушного базирования», – признавал в декабре 2015 года замкомандующего Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Коновалов. Однако в дальнейшем этот технический сбой устранили.

«Это общая проблема, связанная с развитием военной инфраструктуры, – отметил Антон Лавров. – Даже ракеты и бомбы со спутниковым наведением требуют развернутых наземных функций корректировки, для увеличения точности. Видимо, это сразу не было сделано и заняло какое-то время».

В марте 2016 года источники в Объединенной авиастроительной корпорации и ВКС сообщали о том, что в ходе операции возникали сбои в работе оборудования новейших самолетов «Су». Отказы происходили в системе управления самолетом и двигателях. Однако эти отказы, как сообщалось, происходили по «мелочи» и «были в целом некритичными». В этой связи их удавалось устранять по ходу, и никакого серьезного влияния на действия авиации они не оказали.

Однако со многими проблемами справиться до сих пор не удалось. И одна из главных связана с высокоточными боеприпасами.

Резервы свободнопадающих бомб (например, ФАБ-250 М-62 и ОФАБ-250) у нас, образно говоря, почти безграничны, а вот высокоточных боеприпасов остро не хватает, сообщил Лавров. В связи с этим такое вооружение «приходится использовать практически с заводов, так как не созданы запасы», – объяснил эксперт.

Остроту проблемы с боеприпасами удалось снизить за счет того, что с начала прошлого года ВКС, насколько известно, крылатые ракеты Х-35 (в боевой обстановке ранее не испытывались). Нюанс в том, что эта ракета – противокорабельная. Специфическая траектория полета, а также особенности характеристик радиолокационной головки самонаведения значительно осложняют стрельбу по наземным целям. Это возможно, хотя и очень дорого.

Оптимальным было бы применение корректируемых авиабомб (КАБ), которые значительно дешевле высокоточного оружия. Но дело в том, что запасы КАБ у России не так уж и велики, так как долгое время считалось, что подобное вооружение понадобится в редких случаях.

Кроме того, в России не так уж много пилотов, умеющих использовать КАБ. Отдельно стоит отметить, что КАБ-500С отнюдь не дешев, по стоимости он равен автомобилю премиум-класса. Поэтому, по данным прессы, такие бомбы пришлось расходовать экономно – редкая цель в Сирии удостаивалась более чем одной КАБ, чего порой недостаточно для гарантированного уничтожения.

С подобной проблемой сталкивались и американцы при широком внедрении высокоточного оружия (1990-е годы). Для них решением стало внедрение JDAM – комплекта оборудования на основе технологии GPS, преобразующего имеющиеся свободнопадающие бомбы во всепогодные корректируемые боеприпасы. С учетом огромных запасов ФАБ и ОФАБ для нашей страны это могло бы стать относительно недорогим и простым выходом из ситуации, однако в России пока ничего подобного не создано. По крайней мере, в открытых источниках о создании такого оборудования не сообщалось.

Остро не хватает ударных беспилотников

«Мы не НАТО и пока еще исключительно высокоточным оружием не действуем. С одной стороны, это снижает затраты, с другой же – делает куда более уязвимыми наши самолеты. Очевидно, что охота за мобильными целями – вооруженными пикапами и просто малыми группами – сопряжена с риском для пилотов».

Ведь летать приходится на малых высотах с риском напороться на огонь зенитных пулеметов, ручных гранатометов и ПЗРК. Здесь как нельзя более кстати могли бы прийтись ударные дроны. Вот только подобная российская техника все еще находится в стадии испытаний. «Существует очень большая проблема ударных беспилотников – их нет», – подчеркнул Лавров. В Сирии и Ираке воюют дроны китайского и даже иранского производства. «Используют самодельные беспилотники ИГИЛ и курды – все, кто угодно, а у нас они по-прежнему находятся в разработке, и когда появятся – непонятно», – посетовал эксперт.

Но отчасти и эту проблему все же решить удалось. «В последние месяцы стали активнее использовать вертолеты, и с поражением движущихся целей стало лучше, по моим впечатлениям», – отметил Лавров. «Да и управляемого оружия появилось гораздо больше», – добавил он. Ударные вертолеты отчасти перекрыли нишу беспилотников, но и их в Сирии не так много. «Они более уязвимы, особенно днем, и не могут долго находиться в воздухе, патрулировать», – указал эксперт.

Выявила операция в Сирии и еще один недостаток. Выяснилось, что тактико-технические характеристики и количество самолетов-заправщиков не могут обеспечить российскую авиацию на дальних полетах. У нас массовая нехватка заправщиков, а также пилотов, готовых к заправкам в воздухе, отметил Лавров. Но для войны в Сирии это не особо важно, указал эксперт, так как для всех дислоцированных на базе Хмеймим самолетов, кроме, может быть, Су-25, дальность там вполне доступная. Однако данная проблема выявилась при массовой переброске ВКС в Сирию в 2015 году и выводе части войск в 2016-м, когда самолеты не дозаправлялись в воздухе, а ограничивались только подвесными топливными баками.

«Удары с воздуха и с моря по группировкам и инфраструктуре террористических организаций ИГ** и «Джебхат-ан-Нусра» были точными и мощными, эффективными, – заявлял в мае 2016 года президент Владимир Путин. – Вместе с тем, и на этом мы должны будем сосредоточить все наше внимание, операция в Сирии выявила и определенные проблемы, недостатки. По каждому проблемному вопросу должно быть проведено самое тщательное расследование, имею в виду профессиональное расследование, самый тщательный анализ, а затем приняты меры по устранению этих проблем».

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"