Графика - Портал рукоделия

Написать письмо в минфин от юридического лица. Минфин разъяснил правила составления жалоб на налоговые органы

В Министерстве финансов России рассказали, какими правилами руководствоваться при оформлении жалобы на действия и бездействия налоговиков, а также на выпущенные последними ненормативные акты. При этом использовать для обжалования действий ФНС новый Кодекс административного судопроизводства нельзя.

Действующее российское законодательство позволяет оспаривать любые нормативные и ненормативные акты госорганов и местных властей, а также действия или бездействия должностных лиц. Однако порядок обжалования может отличаться в зависимости от того, деятельность какого органа вызвала недовольство предпринимателей, граждан или организаций. В Письме от 16 октября 2015 г. N 03-02-07/1/59374 Минфин РФ разъясняет, как правильно составлять жалобу на действия и бездействия налоговиков, а также выпущенные Федеральной налоговой службой ненормативные акты. В документе подчеркивается, что лицо имеет право оспорить решения или действия налоговиков, которые, по мнению заявителя, нарушают его права. Обратиться с жалобой позволяет и в том случае, если налогоплательщик хочет оспорить вступившие в силу ненормативные акты ФНС. Решения о привлечении/отказе от привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, которые еще не вступили в силу, можно оспорить, подав апелляционную жалобу. При этом правила оформления обычной и апелляционной жалобы едины, отмечает Минфин, ссылаясь на . Такое обращение должно быть составлено в письменном виде и содержать следующую информацию:
  • персональные данные заявителя;
  • сведения об обжалуемом предмете (решении, акте, действии);
  • основания, по которым права лица были нарушены;
  • требования заявителя.
Жалобу разрешается дополнять документами, подтверждающими доводы обратившегося налогоплательщика. Подробностей о том, каким образом и куда подавать жалобу, в письме Минфина нет. Зато на сайте ФНС подобная информация доступна всем желающим. В частности, налоговики отмечают, что лицо имеет право подать обращение лично или через представителя. Саму жалобу можно отправить по почте, отнести в канцелярию налогового органа либо передать через окно приема документов в налоговой инспекции. В ФНС подчеркивают, что лицо направляет жалобу в тот налоговый орган, документы, действие или бездействие которого хочет оспорить. В дальнейшем это заявление направят в вышестоящий орган, где рассмотрят его обоснованность. Напомним, что с 15 сентября в России новый (КАС). По нему можно оспаривать нормативные документы и подзаконные акты, принятые органами управления всех уровней. Однако решения налоговой службы и внебюджетных фондов, принятые в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, оспорить по этим нормам не получится. Порядок их обжалования прописан в , и, несмотря на появление КАС, он остался неизменным. Не исключено, что в будущем оспорить письма ФНС и Минфина, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, можно будет в Верховном суде. На этом в правительстве после заключения КС РФ о том, что в стране нарушаются права на судебную защиту при оспаривании актов ненормативного характера, но обладающих нормативными свойствами. Пакет поправок в действующее законодательство сейчас находится на рассмотрении Госдумы, и если изменения одобрят, правила подачи и оформления жалоб тоже могут измениться. Пока же налогоплательщикам необходимо обжаловать решения и акты налоговиков по правилам, предусмотренным в .

Закон дал организациям право получать от Минфина письменные разъяснения по налоговым Это подтверждено в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Ценность таких адресных министерства состоит в том, что компания подстрахует себя.

Во-первых, она избежит налоговой ответственности, если руководствовалась подобными разъяснениями (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Во-вторых, не будет на сумму недоимки, если такая вдруг возникла. Надо только доказать, что в адресном разъяснении Минфин рекомендовал вам решение, которое привело к этому результату (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Пример

ООО «Метеор» поставляет изделия на экспорт, а также продлевает срок их службы. Потребитель - французская компания. Но непосредственным является российский посредник На согласовании с ним находится проект контракта, по которому ООО «Метеор» выполнит определенные работы, чтобы продлить срок службы изделий. При этом работы проводятся в России. Часть из них выполняют российские соисполнители. Результат работ подтвердит заключение о продлении назначенного срока службы поставленных ранее изделий, которое будет передано потребителю.

Посредник утверждает, что стоимость работ по будущему долгосрочному контракту не должна включать в себя НДС. Аргументация - экспорт (ставка 0%). Если следовать такому подходу, то входной НДС можно возместить из бюджета.

Главный бухгалтер ООО «Метеор» уверен, что реализация работ не облагается налогом на основании статьи 148 Налогового кодекса РФ. Ведь подобные работы близки к инжиниринговым. Местом их реализации Российская Федерация в данном случае не признается. НДС они не облагаются. А значит, входной НДС надлежит включить в стоимость работ. Однако контрагент все равно настаивает на своем, чтобы снизить цены для своего

Последствия неверного решения для ООО «Метеор» могут быть серьезными. Во-первых, если пойти на уступки, то цена будет занижена, а сам контракт убыточен. А во-вторых, налицо нарушение налогового законодательства со всеми вытекающими последствиями. Компания составила запрос в

Как составить эффективный запрос

Расскажем о том, как составить запрос, на который с большой вероятностью откликнутся в Минфине. Начнем по порядку.

Определите, соответствует ли запрос компетенции Минфина. Надо сказать, по общему правилу Минфин не обязан разъяснять, как нужно применять нормы российского законодательства. К счастью, для налоговой сферы сделано исключение. В пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ сказано, что Минфин дает письменные разъяснения по применению налогового законодательства. И здесь слово «применение». Чиновники понимают данную норму буквально.

Поэтому удостоверьтесь, что у вашего запроса исключительно практический характер. Будет лучше, если вы сошлетесь на конкретную статью Налогового кодекса РФ. Иначе сотрудники Минфина России просто-напросто не будут рассматривать запрос.

Точно, полно и достоверно опишите спорную ситуацию. Из Налогового кодекса следует, что в запросе должна быть полная и (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Не стоит игнорировать этот аспект. Иначе в споре с инспектором у вас не получится апеллировать к полученным разъяснениям. Проверяющий - а он неизбежно ознакомится с текстом вашего запроса - заявит, что вы неправильно описали ситуацию и ввели сотрудников Минфина в заблуждение. А значит, неправомерно используете разъяснение, которое освобождает от штрафов и недоимок.

Поэтому пишите как можно более подробно. Достоверность же заключается в том, чтобы не исказить содержание операции.

Ключевые тезисы вынесите в отдельные абзацы. И вот еще что важно: в тексте письма полезно указать даты или периоды, в которых возникла спорная ситуация. Это докажет, что защитные разъяснения касаются именно тех налоговых периодов, в которых вы претендуете на освобождение от ответственности.

Придайте языку письма канцелярский стиль. Так уж повелось, что без официального языка, которым насыщены все без исключения нормативно-правовые документы, не обойтись. Запрос напишите сухо, практически цитируя Налоговый кодекс РФ. Специалист Минфина, готовящий вам ответ, лучше воспримет знакомый ему язык и более полно проработает поставленные вопросы. Но будьте готовы к тому, что и письмо с ответом будет изложено языком, максимально приближенным к стилистике Налогового кодекса РФ.

Максимально конкретизируйте вопросы. На четкие выверенные вопросы чиновники чаще всего дают такие же четкие и сухие ответы. А ведь именно это вам и нужно! Расплывчатый ответ опять же даст налоговикам шанс все опровергнуть. Постарайтесь даже задать наводящий вопрос.

В нашем примере перед бухгалтером стоят следующие вопросы: «возникнет ли объект налогообложения», «как быть с входным НДС с работ наших соисполнителей», «принимать его к вычету или включать в стоимость». Для запроса их лучше конкретизировать так, чтобы направить ход мысли чиновников в нужную вам сторону.

Допустим, так: как с точки зрения статьи 148 Налогового кодекса РФ будет определяться место реализации работ (будет ли являться местом их реализации территория РФ) и, следовательно, будут ли работы облагаться НДС? Каким образом компания должна учитывать входной НДС, уплаченный соисполнителям работ?

Подготовьте детальную информацию по спорной ситуации. Укажите Ф. И. О. исполнителя и его номер телефона. Запаситесь материалами по описанной в запросе ситуации. Лучше заранее быть готовым к звонку ответственного исполнителя из министерства - чиновник может уточнить детали. Потребуется и техническая информация, поэтому помимо проекта договора надо достать справки от технических служб. Какие изделия, где проводятся работы, кто является соисполнителем… Да, все эти вопросы выходят за пределы бухгалтерской сферы. Но исполнители вашей компании, знающие техническое содержание контракта, прояснят необходимые детали.

Сделайте шаг навстречу. Обычно Минфин рассматривает письменные запросы за 33 дня. Причем в течение трех дней письмо с запросом регистрируется, после чего 30 дней чиновники его изучают. К сожалению, для налоговых вопросов законодатель дал чиновникам дополнительный «разбег» по времени. В этом случае ответ вы сможете увидеть только через два месяца после того, как ваш запрос будет получен Минфином.

Не беда. Отсчитайте полтора месяца с момента отправки запроса. Пометьте в своем календаре: в этот день стоит самим позвонить в Минфин и поинтересоваться судьбой обращения. Для этого заранее узнайте контакты соответствующего департамента. Основные телефоны министерства перечислены в Административном регламенте Минфина России (утв. приказом от 10 июня 2010 г. № 57н).

Также можно получить контактную информацию на

Сделать это целесообразно еще и потому, что чиновники вправе продлить решение вопроса максимум на месяц. И они должны уведомить об этом до того, как истекут нормативные два месяца. Именно за две недели до конца этого срока лучше и напомнить о себе телефонным звонком.

Как использовать запрос и сколько его хранить

Подшить письмо с ответом Минфина в папку нисколько не повредит. Для вашего несогласного контрагента оно станет дополнительным доказательством вашей, а не его правоты.

В случае возможных споров с это также будет аргументом. А если налоговики все равно будут гнуть свою линию, обращайтесь в суд. И, даже решив в суд не обращаться, на сумме пеней вы в любом случае сэкономите.

Что касается сроков хранения исходящего письма с запросом и соответствующего входящего письма с ответом, то, не вдаваясь в тонкости делопроизводства, руководствуйтесь следующим принципом. Оригиналы документов сканируйте и храните полученные файлы в централизованном электронном архиве максимально долго. А сами бумажные оригиналы достаточно хранить до окончания выездных проверок по соответствующим налогам и периодам. Минимум - три года.

Все знают, что если в какой-либо спорной ситуации с расчетом налога налогоплательщик следует разъяснениям Минфина, то в случае претензий налоговиков ему не страшны пени и штраф .

Вы спросите, неужели это так просто - обратиться в Минфин и получить оттуда "личный" ответ. Мы раскроем вам секрет - просто, если знать некоторые правила. Мы расскажем, как сделать свой запрос таким, чтобы он был принят госорганом к рассмотрению и на него был дан ответ по существу. Причем с большой вероятностью - ответ именно в вашу пользу.

Когда нужно обращаться за разъяснением

Желательно вступать в переписку с Минфином только тогда, когда:

  • вы сами скрупулезно разобрали проблему, сделали для себя выводы, но не уверены, что налоговики при проверке будут читать нормы законодательства так же, как и вы;
  • отсутствуют решения ВАС РФ по данному вопросу;
  • цена вопроса для вашей компании высока;
  • у вас есть время - ведь ждать ответ придется 2 - 3 месяца.

    Например, вы получили ответ Минфина в вашу пользу уже после того, как отразили в декларации свою спорную ситуацию. Тогда налоговики впоследствии смогут заявить, что при отражении в отчетности спорного вопроса вы не руководствовались разъяснениями Минфина. Ведь их на тот момент просто не было.

    Или, предположим, спор с инспекцией возник у вас в ходе налоговой проверки. Безусловно, вы можете направить запрос в Минфин. Но вы должны понимать, что приостановления проверки в такой ситуации не произойдет .

    И даже если впоследствии вы получите от Минфина ответ, подтверждающий вашу позицию, решение налогового органа по проверке придется оспаривать уже, скорее всего, в суде ;

  • нет писем Минфина, в которых даны разъяснения в вашу пользу. А вот если вы знаете, что Минфин уже выпускал невыгодные письма по аналогичному вопросу, это не должно вас останавливать. Ведь разъяснения Минфина не являются нормативными актами, обязательными для применения всеми налогоплательщиками. Не исключено, что организация, посылавшая запрос до вас, не проработала его, из-за чего и получила формальную отписку. Поэтому вы можете попробовать получить свой ответ.

Как составить запрос

Специальных правил составления обращений в Минфин нет. Но некоторые оформительские и содержательные традиции запросов в госорганы уже сложились. Кроме того, можете воспользоваться правилами, установленными для написания запросов в налоговые органы .

Итак, составьте запрос в произвольной форме. Основные его реквизиты и их расположение можно посмотреть в ГОСТ Р 6.30-2003. Например, запрос может выглядеть так.

В Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики Министерства финансов РФ

* В качестве адресата укажите в шапке запроса только
Минфин,
даже если такой же запрос вы подаете еще
в какую-либо инстанцию (например, в ФНС).
Тогда обращение не будет расценено как дубликат
и оставлено без ответа .

Свои данные – полное наименование фирмы, ИНН,
почтовый адрес – в шапке можно не указывать,
если вы составите запрос на бланке компании,
в котором все эти сведения есть.

* Направляйте запрос в структурное подразделение
Минфина
, которое разъясняет применение именно
налогового законодательства

30.09.2013
г. Краснодар

Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении расходов на благоустройство территории.

* Задавайте вопрос, рассмотрение которого входит в компетенцию Минфина – «Рассмотрение вопросов применения законодательства РФ о налогах и сборах» . А вот, допустим, за разъяснением гражданского законодательства, за проведением экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфин обращаться бесполезно .

Наша организация строит на арендованном участке земли торгово-офисный комплекс (ТОК), который планирует сдавать в аренду (местонахождение - г. Краснодар). В договоре аренды земельного участка и в предварительных договорах с потенциальными арендаторами помещений в ТОК предусмотрено благоустройство прилегающей к ТОК территории. Оно включает в себя:

Озеленение территории (приобретение и посадка деревьев и кустарников), установку автоматической системы полива;

- асфальтирование прилегающей территории, устройство ограждений, систем освещения территории;

- асфальтирование и разметку территории для парковки, предназначенной для гостей торгового центра.

Облагораживание территории будет продолжаться 3 месяца после ввода здания в эксплуатацию.

До начала строительства к этой территории не было подъездных путей.

* Подробно и ясно описывайте свою ситуацию. Тогда впоследствии налоговые органы не смогут отказать в применении полученных вами от Минфина разъяснений, сославшись на то, что они основаны на неполной или недостоверной информации .

В Налоговом кодексе в отношении объектов внешнего благоустройства сказано лишь, что они не амортизируются (ст. 256 НК РФ). Прямого запрета на учет в расходах затрат на облагораживание территории нет.

Перечисленные выше расходы на асфальтирование прилегающей к ТОК территории связаны с коммерческой деятельностью нашей организации и являются экономически обоснованными, так как они позволят обеспечить доступ клиентов к торговым и офисным помещениям.

Отметим, что имеются судебные решения, подтверждающие обоснованность таких расходов и разрешающие учитывать их при расчете налоговой базы по налогу на прибыль .

Кроме того, в п. 8.1 Правил благоустройства территории, утвержденных Решением городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6, установлено, что организация обязана выполнить нормы по озеленению территории вокруг построенных объектов деловой инфраструктуры. То есть озеленение производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

* Приводите свою систему аргументов, подкрепляя их ссылками на нормативные акты, в том числе на региональные и местные, и на судебную практику, если таковая имеется. Помните, что оперировать вы должны нормами законодательства, действовавшими на момент совершения вашей спорной операции. Без вашей аргументации и анализа норм законодательства Минфин может дать вам формальную отписку о том, что он не занимается "оценкой конкретных хозяйственных ситуаций"

Правильно ли мы понимаем, что мы можем учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на благоустройство территории, которые возникли:

- в период строительства;

- после окончания строительства и ввода торгового комплекса в эксплуатацию?

* Наличие такого "закрытого" вопроса делает очень вероятным ответ Минфина: "Да, вы все понимаете верно"/"Да, вы правы".

Приложения на 16 листах:

- копии Постановлений ФАС МО от 05.12.2012 N А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 N Ф09-5675/12;

- копия Решения городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 N 52 п. 6.

* Приложите копии документов, подтверждающих исходные сведения, на основании которых вы формулировали запрос, и документов, подтверждающих ваши аргументы. Основные мысли в них лучше выделить цветным маркером, чтобы сотруднику Минфина, анализирующему ваш запрос, было проще их увидеть.

Генеральный директор ООО «Уникум» _____________________ Любопытный И.М.

* Должна стоять подпись полномочного лица - руководителя или сотрудника, уполномоченного доверенностью на взаимодействие с госорганами. В последнем случае приложите к запросу копию доверенности

Печать ООО «Уникум»

* Печать лучше поставить, даже если вы составите запрос на бланке компании

Если по вашей ситуации есть противоречащие друг другу разъяснения Минфина, в запросе лучше на них сослаться, чтобы лишний раз показать, что нормы законодательства можно читать по-разному. И следовательно, толковаться они должны в пользу налогоплательщика .

Наверняка вы помните спорную ситуацию с порядком восстановления амортизационной премии при продаже основного средства до истечения 5-летнего срока с момента ввода его в эксплуатацию . В течение года ведомство несколько раз меняло свою позицию: надо учитывать премию при определении остаточной стоимости ОС или нет. И если бы законодатель не решил этот спорный вопрос , вы могли бы направить в Минфин такой запрос.

Наша организация продает основное средство через 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. По этому основному средству была применена амортизационная премия, сумма которой теперь восстанавливается.

Ранее были выпущены следующие Письма Минфина России:

  • от 28.05.2012 N 03-03-06/2/68. В нем говорится, что при продаже ОС до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию надо:

    Остаточную стоимость объекта определить как разницу между первоначальной стоимостью, равной сумме затрат на его приобретение, и суммой начисленной амортизации;

    - сумму амортизационной премии учесть во внереализационных доходах.

    Такие разъяснения, на наш взгляд, соответствуют Налоговому кодексу РФ. Ведь согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при продаже амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доход на его остаточную стоимость, которая должна определяться как разница между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации. А вот корректировка первоначальной стоимости на величину амортизационной премии при реализации налоговым законодательством не предусмотрена;

  • от 10.08.2012 N 03-03-06/1/404. В этом Письме говорится, что при "досрочной" продаже ОС из его первоначальной стоимости надо вычитать и амортизационную премию, и начисленную амортизацию. Таким образом, амортизационная премия:

    Восстанавливается в доходах;

    - увеличивает прибыль от продажи ОС.

Правильно ли мы понимаем, что имеется неясность законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика? То есть нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Письме от 28.05.2012 N 03-03-06/2/68 (определять остаточную стоимость ОС при его досрочной продаже как разницу между первоначальной стоимостью ОС и начисленной за период эксплуатации амортизацией).

Внимание! При наличии противоречащих друг другу разъяснений Минфина и ФНС по одному и тому же вопросу пользоваться надо письмами Минфина. Поскольку именно ему предоставлены полномочия давать письменные разъяснения налогоплательщикам .

Куда направить запрос

Запрос надо направить по почте на адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.

Совет: Чтобы знать, с какого дня отсчитывать время на подготовку Минфином для вас ответа, отправляйте заказное письмо с уведомлением.

Копии документов-приложений перечислите в описи вложения, один экземпляр которой с отметкой работника почты сохраните.

Помните еще вот о каких моментах.

(!) Законодательство предусматривает ответственность должностных лиц госорганов за нарушение сроков подготовки ответа на запросы налогоплательщиков. Максимальный срок на ответ - 3 месяца со дня получения министерством вашего письма. Если этот срок подходит к концу, а ответа все нет, выясните, кто занимается вашим запросом. Узнайте у него, в какой срок будет готов ответ. И если это вас не устраивает, обжалуйте в суде его бездействие.

(+) Вы сами решаете, пользоваться вам полученными разъяснениями Минфина или нет, - нормативным правовым актом его письмо не является. Если разъяснение дано не в вашу пользу, просто не применяйте его и, конечно же, не показывайте налоговикам в случае проверки.

(!) Не стоит отправлять в Минфин запрос, если вы сами тщательно не проанализировали нормативную базу и не проработали в деталях формулировку вопроса. Наспех написанный запрос может аукнуться неприятными последствиями не только для вашей компании, но и для других налогоплательщиков. Любой вопрос, по которому вышел пробюджетный ответ, налоговики могут рассматривать как повод для очередной придирки, которой могло бы и не быть без "лишнего" любопытства.

(!) Получив положительный ответ Минфина на ваш запрос, убедитесь, что под ним стоит подпись сотрудника, уполномоченного подписывать разъяснения ведомства. Иначе ответ не спасет вас от пени и штрафа.

Внимание! В Минфине лицами, уполномоченными давать разъяснения, являются:

  • министр финансов РФ (А.Г. Силуанов);
  • заместитель министра финансов РФ (С.Д. Шаталов);
  • директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (И.В. Трунин);
  • заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (Р.А. Саакян, Н.А. Комова, А.С. Кизимов, А.В. Сазанов).

Пункт 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ

Пункт 9 ст. 89 НК РФ

Статья 138 НК РФ

Регламент по информированию, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Регламент).

Подпункт 8 п. 30 Регламента

Пункт 1 ст. 34.2 НК РФ

Пункт 8 ст. 76 НК РФ

Постановления ФАС МО от 05.12.2012 N А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 N Ф09-5675/12

Подпункты 2, 4 п. 27 Регламента; Письмо Минфина России от 20.09.2013 N 03-02-08/38952

Пункт 7 ст. 3 НК РФ

Пункт 9 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013)

Пункт 10 ст. 1 Закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ

Follow Alinga

Вы спросите, неужели это так просто - обратиться в Минфин и получить оттуда «личный» ответ. Мы раскроем вам секрет - просто, если знать некоторые правила. Мы расскажем, как сделать свой запрос таким, чтобы он был принят госорганом к рассмотрению и на него был дан ответ по существу. Причем с большой вероятностью - ответ именно в вашу пользу.

Когда нужно обращаться за разъяснением

Желательно вступать в переписку с Минфином только тогда, когда:

  • вы сами скрупулезно разобрали проблему, сделали для себя выводы, но не уверены, что налоговики при проверке будут читать нормы законодательства так же, как и вы;
  • отсутствуют решения ВАС РФ по данному вопросу;
  • цена вопроса для вашей компании высока;
  • у вас есть время - ведь ждать ответ придется 2- 3 месяца.

Например, вы получили ответ Минфина в вашу пользу уже после того, как отразили в декларации свою спорную ситуацию. Тогда налоговики впоследствии смогут заявить, что при отражении в отчетности спорного вопроса вы не руководствовались разъяснениями Минфина. Ведь их на тот момент просто не было.

Или, предположим, спор с инспекцией возник у вас в ходе налоговой проверки. Безусловно, вы можете направить запрос в Минфин. Но вы должны понимать, что приостановления проверки в такой ситуации не произойде тп. 9 ст. 89 НК РФ .

И даже если впоследствии вы получите от Минфина ответ, подтверждающий вашу позицию, решение налогового органа по проверке придется оспаривать уже, скорее всего, в суд ест. 138 НК РФ ;

  • нет писем Минфина, в которых даны разъяснения в вашу пользу. А вот если вы знаете, что Минфин уже выпускал невыгодные письма по аналогичному вопросу, это не должно вас останавливать. Ведь разъяснения Минфина не являются нормативными актами, обязательными для применения всеми налогоплательщиками. Не исключено, что организация, посылавшая запрос до вас, не проработала его, из-за чего и получила формальную отписку. Поэтому вы можете попробовать получить свой ответ.

Как составить запрос

Специальных правил составления обращений в Минфин нет. Но некоторые оформительские и содержательные традиции запросов в госорганы уже сложились. Кроме того, можете воспользоваться правилами, установленными для написания запросов в налоговые орган ыРегламент по информированию, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н (далее - Регламент) .

Итак, составьте запрос в произвольной форме. Основные его реквизиты и их расположение можно посмотреть в ГОСТ 6.30-2003. Например, запрос может выглядеть так.

В Департамент налоговой и таможенно-тарифной политикиНаправляйте запрос в структурное подразделение Минфина, которое разъясняет применение именно налогового законодательства
Министерства финансов РФВ качестве адресата укажите в шапке запроса только Минфин, даже если такой же запрос вы подаете еще в какую-либо инстанцию (например, в ФНС). Тогда обращение не будет расценено как дубликат и оставлено без ответ аподп. 8 п. 30 Регламента . Свои данные - полное наименование фирмы, ИНН, почтовый адрес - в шапке можно не указывать, если вы составите запрос на бланке компании, в котором все эти сведения есть

30.09.2013
г. Краснодар

Просим дать письменный ответ по вопросу применения законодательства о налогах и сборахЗадавайте вопрос, рассмотрение которого входит в компетенцию Минфина - «рассмотрение вопросов применения законодательства РФ о налогах и сбора х»п. 1 ст. 34.2 НК РФ . А вот, допустим, за разъяснением гражданского законодательства, за проведением экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций в Минфин обращаться бесполезно в отношении расходов на благоустройство территории.

Наша организация строит на арендованном участке земли торгово-офисный комплекс (ТОК), который планирует сдавать в аренду (местонахождение - г. Краснодар). В договоре аренды земельного участка и в предварительных договорах с потенциальными арендаторами помещений в ТОК предусмотрено благоустройство прилегающей к ТОК территории. Оно включает в себя:
- озеленение территории (приобретение и посадка деревьев и кустарников), установку автоматической системы полива;
- асфальтирование прилегающей территории, устройство ограждений, систем освещения территории;
- асфальтирование и разметку территории для парковки, предназначенной для гостей торгового центра.

Облагораживание территории будет продолжаться 3 месяца после ввода здания в эксплуатацию.

До начала строительства к этой территории не было подъездных путей.

Подробно и ясно описывайте свою ситуацию. Тогда впоследствии налоговые органы не смогут отказать в применении полученных вами от Минфина разъяснений, сославшись на то, что они основаны на неполной или недостоверной информаци ип. 8 ст. 76 НК РФ

В Налоговом кодексе в отношении объектов внешнего благоустройства сказано лишь, что они не амортизируются (ст. 256 НК РФ). Прямого запрета на учет в расходах затрат на облагораживание территории нет.

Перечисленные выше расходы на асфальтирование прилегающей к ТОК территории связаны с коммерческой деятельностью нашей организации и являются экономически обоснованными, так как они позволят обеспечить доступ клиентов к торговым и офисным помещениям.

Отметим, что имеются судебные решения, подтверждающие обоснованность таких расходов и разрешающие учитывать их при расчете налоговой базы по налогу на прибыл ьПостановления ФАС МО от 05.12.2012 № А40-47856/10-107-250 ; ФАС УО от 16.07.2012 № Ф09-5675/12 .

Кроме того, в п. 8.1 Правил благоустройства территории, утвержденных Решением городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6, установлено, что организация обязана выполнить нормы по озеленению территории вокруг построенных объектов деловой инфраструктуры. То есть озеленение производится в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Приводите свою систему аргументов, подкрепляя их ссылками на нормативные акты, в том числе на региональные и местные, и на судебную практику, если таковая имеется. Помните, что оперировать вы должны нормами законодательства, действовавшими на момент совершения вашей спорной операции. Без вашей аргументации и анализа норм законодательства Минфин может дать вам формальную отписку о том, что он не занимается «оценкой конкретных хозяйственных ситуаций»

Правильно ли мы понимаем,Наличие такого «закрытого» вопроса делает очень вероятным ответ Минфина: «Да, вы все понимаете верно»/«Да, вы правы» что мы можем учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на благоустройство территории, которые возникли:
- в период строительства;
- после окончания строительства и ввода торгового комплекса в эксплуатацию?

Приложения на 16 листах:
- копии Постановлений ФАС МО от 05.12.2012 № А40-47856/10-107-250; ФАС УО от 16.07.2012 № Ф09-5675/12;
- копия Решения городской Думы г. Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6.

Приложите копии документов, подтверждающих исходные сведения, на основании которых вы формулировали запрос, и документов, подтверждающих ваши аргументы. Основные мысли в них лучше выделить цветным маркером, чтобы сотруднику Минфина, анализирующему ваш запрос, было проще их увидеть
Генеральный директор ООО «Уникум» Должна стоять подпись полномочного лица - руководителя или сотрудника, уполномоченного доверенностью на взаимодействие с госорганами. В последнем случае приложите к запросу копию доверенност иподп. 2, 4 п. 27 Регламента ; Письмо Минфина от 20.09.2013 № 03-02-08/38952 Любопытный И.М.
М. П.
Печать лучше поставить, даже если вы составите запрос на бланке компании

Внимание

При наличии противоречащих друг другу разъяснений Минфина и ФНС по одному и тому же вопросу пользоваться надо письмами Минфина. Поскольку именно ему предоставлены полномочия давать письменные разъяснения налогоплательщика м.

Если по вашей ситуации есть противоречащие друг другу разъяснения Минфина, в запросе лучше на них сослаться, чтобы лишний раз показать, что нормы законодательства можно читать по-разному. И следовательно, толковаться они должны в пользу налогоплательщик ап. 7 ст. 3 НК РФ .

Наверняка вы помните спорную ситуацию с порядком восстановления амортизационной премии при продаже основного средства до истечения 5-лет -него срока с момента ввода его в эксплуатаци юп. 9 ст. 258 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2013) . В течение года ведомство несколько раз меняло свою позицию: надо учитывать премию при определении остаточной стоимости ОС или нет. И если бы законодатель не решил этот спорный вопро сподп. 10 ст. 1 Закона от 29.11.2012 № 206-ФЗ , вы могли бы направить в Минфин такой запрос.

Наша организация продает основное средство через 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. По этому основному средству была применена амортизационная премия, сумма которой теперь восстанавливается.

Ранее были выпущены следующие Письма Минфина:

- от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68. В нем говорится, что при продаже ОС до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию надо:

Остаточную стоимость объекта определить как разницу между первоначальной стоимостью, равной сумме затрат на его приобретение, и суммой начисленной амортизации;
- сумму амортизационной премии учесть во внереализационных доходах.

Такие разъяснения, на наш взгляд, соответствуют Налоговому кодексу РФ. Ведь согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при продаже амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доход на его остаточную стоимость, которая должна определяться как разница между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации. А вот корректировка первоначальной стоимости на величину амортизационной премии при реализации налоговым законодательством не предусмотрена;

- от 10.08.2012 № 03-03-06/1/404. В этом Письме говорится, что при «досрочной» продаже ОС из его первоначальной стоимости надо вычитать и амортизационную премию, и начисленную амортизацию. Таким образом, амортизационная премия:

Восстанавливается в доходах;
- увеличивает прибыль от продажи ОС.

Правильно ли мы понимаем, что имеется неясность законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика? То есть нужно руководствоваться разъяснениями, содержащимися в Письме от 28.05.2012 № 03-03-06/2/68 (определять остаточную стоимость ОС при его досрочной продаже как разницу между первоначальной стоимостью ОС и начисленной за период эксплуатации амортизации).

Куда направить запрос

Запрос надо направить по почте на адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9.

Чтобы знать, с какого дня отсчитывать время на подготовку Минфином для вас ответа, отправляйте заказное письмо с уведомлением.

Копии документов - приложений перечислите в описи вложения, один экземпляр которой с отметкой работника почты сохраните.

Помните еще вот о каких моментах.

Законодательство предусматривает ответственность должностных лиц госорганов за нарушение сроков подготовки ответа на запросы налогоплательщико вст. 5.59 КоАП РФ . Максимальный срок на ответ - 3 месяца со дня получения министерством вашего письма. Если этот срок подходит к концу, а ответа все нет, выясните, кто занимается вашим запросом. Узнайте у него, в какой срок будет готов ответ. И если это вас не устраивает, обжалуйте в суде его бездействие.

Внимание

В Минфине лицами, уполномоченными давать разъяснения, являютс яп. 1 ст. 34.2 НК РФ ; Письма Минфина от 13.01.2005 № 03-02-07/1-1 , от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 :

  • министр финансов РФ (А.Г. Силуанов);
  • заместитель министра финансов РФ (С.Д. Шаталов);
  • директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (И.В. Трунин);
  • заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (Р.А. Саакян, Н.А. Комова, А.С. Кизимов, А.В. Сазанов).

Вы сами решаете, пользоваться вам полученными разъяснениями Минфина или нет - нормативным правовым актом его письмо не является. Если разъяснение дано не в вашу пользу, просто не применяйте его и, конечно же, не показывайте налоговикам в случае проверки.

Не стоит отправлять в Минфин запрос, если вы сами тщательно не проанализировали нормативную базу и не проработали в деталях формулировку вопроса. Наспех написанный запрос может аукнуться неприятными последствиями не только для вашей компании, но и для других налогоплательщиков. Любой вопрос, по которому вышел пробюджетный ответ, налоговики могут рассматривать как повод для очередной придирки, которой могло бы и не быть без «лишнего» любопытства.

Получив положительный ответ Минфина на ваш запрос, убедитесь, что под ним стоит подпись сотрудника, уполномоченного подписывать разъяснения ведомства. Иначе ответ не спасет вас от пени и штрафа.

Почему этот документ важен: Он поможет избавиться от обвинений в налоговом правонарушении. Или подтвердить свою позицию при разногласиях с контрагентом на стадии ценообразования. В чем часто ошибаются: Неточно описывают в запросе спорную ситуацию и не прикладывают к запросу поясняющие документы.

Внимание!
Для подписчиков электронного «Главбуха» заработал новый сервис - . Он позволяет быстро получить профессиональную консультацию по любому вопросу на тему учета и налогов.

Когда поможет запрос в Минфин

Нередко вам приходится принимать решения в неоднозначных ситуациях. Иногда чиновники не пришли к единому мнению по данной теме. А бывает, контрагент имеет противоположное суждение, и из-за ваших противоречий затягивается подписание важного контракта.

Разумеется, можно и нужно вести со своей инспекцией переписку: ответы будут полезны. Однако обезопасьте себя дополнительно: направьте официальный запрос в Министерство финансов РФ.

Закон дал организациям право получать от Минфина письменные разъяснения по налоговым вопросам. Это подтверждено в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Ценность таких адресных ответов министерства состоит в страховке. Во-первых, ваша компания избежит налоговой ответственности, если руководствовалась подобными разъяснениями (подп. 3 п. 1 ст. 111 кодекса). Во-вторых, не будет пеней на сумму недоимки, если такая вдруг возникла. Надо только доказать, что в адресном разъяснении Минфин рекомендовал вам решение, которое привело к этому результату (п. 8 ст. 75 кодекса).

Ниже мы привели пример хозяйственной ситуации, в которой желательно разъяснение Минфина, и образец запроса. Далее мы объясним, по каким правилам он составлен.

Пример. Спорная ситуация, в которой стоит послать запрос в Минфин России

ОАО «Прогресс» поставляет изделия на экспорт, а также продлевает срок их службы. Потребитель — французская компания. Но непосредственным заказчиком является российский посредник. На согласовании с ним находится проект контракта, по которому ОАО «Прогресс» выполнит определенные работы, чтобы продлить срок службы изделий. При этом работы проводятся в России. Часть из них выполняют российские соисполнители. Результат работ подтвердит заключение о продлении назначенного срока службы поставленных ранее изделий, которое будет передано потребителю.

Посредник утверждает, что стоимость работ по будущему долгосрочному контракту не должна включать в себя НДС. Аргументация — экспорт (ставка 0%). Если следовать такому подходу, то «входной» НДС можно возместить из бюджета.

Главбух «Прогресса» уверен, что реализация работ не облагается налогом на основании статьи 148 Налогового кодекса РФ. Ведь подобные работы близки к инжиниринговым. Местом их реализации Российская Федерация в данном случае не признается. НДС они не облагаются. А значит, «входной» НДС надлежит включить в стоимость работ. Однако контрагент все равно настаивает на своем, чтобы снизить цены для своего иностранного партнера.

Время идет, контракт не согласовывается. Последствия неверного решения для ОАО «Прогресс» могут быть серьезными. Во-первых, если пойти на уступки, то цена будет занижена, а сам контракт убыточен. А во-вторых, налицо нарушение налогового законодательства со всеми вытекающими последствиями.

Как составить эффективный запрос

Какой же запрос будет эффективным? Ведь, как говорится, какой вопрос — такой и ответ. А ответ хотелось бы получить точный, исчерпывающий, касающийся конкретной хозяйственной ситуации, и желательно побыстрее. Итак, чтобы запрос был эффективен, выполните несколько действий.

Определите, соответствует ли ваш запрос компетенции Минфина

Надо сказать, по общему правилу Минфин не обязан разъяснять, как нужно применять нормы российского законодательства. К счастью, для налоговой сферы сделано исключение. В пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ сказано, что Минфин России дает письменные разъяснения по применению налогового законодательства. И здесь ключевое слово «применение». Чиновники понимают данную норму буквально.

Осторожно!

Указывайте конкретные статьи Налогового кодекса РФ.

Поэтому удостоверьтесь, что у вашего запроса исключительно практический характер. Будет лучше, если вы сошлетесь на конкретную статью Налогового кодекса РФ. Иначе сотрудники Минфина России просто-напросто не будут рассматривать запрос.

Точно, полно и достоверно опишите спорную ситуацию

Из Налогового кодекса следует, что в запросе должна быть полная и достоверная информация (абз. 2 п. 8 ст. 75, абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 111 кодекса). Не стоит игнорировать этот аспект. Иначе в споре с инспектором у вас не получится апеллировать к полученным разъяснениям. Проверяющий — а он неизбежно ознакомится с текстом вашего запроса — заявит, что вы неправильно описали ситуацию и ввели сотрудников Минфина в заблуждение. А значит, неправомерно используете разъяснение, которое освобождает от штрафов и недоимок.

Поэтому пишите как можно более подробно. Достоверность же заключается в том, чтобы не исказить содержание операции.

Ключевые тезисы вынесите в отдельные абзацы.

И вот еще что важно: в тексте письма полезно указать даты или периоды, когда возникла спорная ситуация. Это докажет, что защитные разъяснения касаются именно тех налоговых периодов, в отношении которых вы претендуете на освобождение от ответственности.

В случаях, аналогичных нашему примеру, приложите копию проекта договора с заказчиком.

Придайте языку письма канцелярский стиль

Частая ошибка

Чем официальнее стиль вашего запроса, тем лучше. А вот разговорный, свободный стиль чиновник может не воспринять

Так уж повелось, что без официального языка, которым насыщены все без исключения нормативно-правовые документы, не обойтись. Запрос напишите сухо, практически цитируя Налоговый кодекс РФ. Специалист Минфина, готовящий вам ответ, лучше воспримет знакомый ему язык и более полно проработает поставленные вопросы.

Кстати, будьте готовы, что и письмо с ответом будет изложено языком, максимально приближенным к стилистике Налогового кодекса РФ.

Максимально конкретизируйте вопросы

На четкие выверенные вопросы чиновники чаще всего дают такие же четкие и сухие ответы. А ведь именно это вам и нужно! Расплывчатый ответ опять же даст налоговикам шанс все опровергнуть. Постарайтесь даже задать наводящий вопрос.

В нашем примере перед бухгалтером стоят следующие вопросы: возникнет ли объект налогообложения; как быть с «входным» НДС с работ наших соисполнителей; принимать его к вычету или включать в стоимость? Для запроса их лучше конкретизировать так, чтобы направить ход мыслей чиновников в нужную вам сторону.

Допустим, так: как с точки зрения статьи 148 Налогового кодекса РФ будет определяться место реализации работ (будет ли являться местом их реализации территория РФ) и, следовательно, будут ли работы облагаться НДС? Каким образом компания должна учитывать «входной» НДС, уплаченный соисполнителям работ?

Подготовьте детальную информацию по спорной ситуации

Укажите Ф. И.О. исполнителя и его номер телефона. Запаситесь материалами по описанной в запросе ситуации. Лучше заранее быть готовым к звонку ответственного исполнителя из министерства — чиновник может уточнить детали.

Потребуется и техническая информация, поэтому помимо проекта договора надо достать справки от технических служб. Какие изделия, где проводятся работы, кто является соисполнителем… Да, все эти вопросы выходят за пределы бухгалтерской сферы. Но исполнители вашей компании, знающие техническое содержание контракта, прояснят необходимые детали.

Сделайте шаг навстречу

Обычно Минфин рассматривает письменные запросы за 33 дня. Причем в течение трех дней письмо с запросом регистрируется, после чего 30 дней чиновники его изучают. К сожалению, для налоговых вопросов законодатель дал чиновникам дополнительный разбег по времени. В этом случае ответ вы сможете увидеть только через два месяца после того, как ваш запрос будет получен Минфином.

Важная деталь

Ответ чиновников на свой запрос будьте готовы прождать два месяца.

Не беда. Отсчитайте полтора месяца с момента отправки запроса. Пометьте в своем календаре: в этот день стоит самим позвонить в Минфин и поинтересоваться о судьбе обращения. Для этого заранее узнайте контакты соответствующего департамента. Основные телефоны министерства перечислены в Административном регламенте Минфина России (утвержден приказом от 10 июня 2010 г. № 57н). Также можно получить контактную информацию на официальном сайте.

Сделать это целесообразно еще и потому, что чиновники вправе продлить решение вопроса максимум на месяц. И они должны уведомить об этом налогоплательщика до того, как истекут нормативные два месяца. Именно за две недели до конца этого срока лучше и напомнить о себе телефонным звонком.

Как использовать полученный запрос и сколько времени его хранить

Подшить письмо с ответом Минфина в папку нисколько не повредит. Для вашего несогласного контрагента оно станет дополнительным доказательством вашей, а не его правоты.

В случае возможных споров с налоговой инспекцией это также будет аргументом. А если налоговики все равно будут гнуть свою линию, обращайтесь в суд. И, даже решив в суд не обращаться, на сумме пеней вы в любом случае сэкономите.

Что касается сроков хранения исходящего письма с запросом и соответствующего входящего письма с ответом. Не вдаваясь в тонкости делопроизводства, руководствуйтесь следующим принципом. Оригиналы документов сканируйте и храните полученные файлы в централизованном электронном архиве максимально долго. А сами бумажные оригиналы достаточно хранить до окончания выездных проверок по соответствующим налогам и периодам. Минимум три года.