Графика - Портал рукоделия

Представители классицизма в русской литературе. Что такое классицизм

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа XVII - XVIII - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII ве­ка. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения не должно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить*.

Итак, характерные черты литературного классицизма:

Чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких - трагические и возвышенные);

Чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);

Герои строго делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

Соблюдение правила «трех единств»;

В произведении должны утверждаться положительные ценности и государственный идеал.

Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, во-одушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. Они полагали, что при­рода человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.

Инструкция

Классицизм как литературное направление зародился в XVI веке, в Италии. В первую очередь теоретические разработки коснулись драматургии, чуть меньше – поэзии, и в последнюю очередь прозы. Наибольшее развитие течение получило через сто лет во Франции, и связано оно с такими именами, как Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер и другие. Для классицизма характерна ориентация на античность. Авторы того времени считали, что писатель должен руководствоваться не вдохновением, а правилами, догмами, проверенными моделями. Текст должен быть связным, логичным, ясным и точным. Как определить, относится ли текст, который перед вами, к направлению «классицизм».

Для классицизма принципиально важна позиция «триединства». Действие только одно, и оно происходит в одном месте и в одно время. Единственная сюжетная линия разворачивается на одном месте в - это пришло в классицизм из античности.

Определение конфликта. Для произведений эпохи классицизма характерно противостояние разума и чувства, долга и страстей. При этом отрицательные герои руководствуются эмоциями, а положительные живут разумом, поэтому побеждают. При этом позиции героев очень четкие, только белое и черное. Главное понятие – понятие долга, гражданское служение.

При работе с героями обращает на себя внимание наличие устойчивых масок. Обязательно присутствуют: девушка, ее подружка, глупый отец, несколько женихов (не менее трех), при этом один из женихов положительный, положительный герой, отражающий мораль. Образы лишены индивидуальности, потому что их предназначение запечатлеть основные, родовые признаки героев.

Определение композиции. Классицизм предполагает наличие экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. При этом в сюжет обязательно вплетена некая интрига, в результате которой девушка играет свадьбу с «положительным» женихом.

Доказательства принадлежности текста к классицизму усиливают приемы катарсиса и неожиданной развязки. В первом случае через сострадание к отрицательным героям, попавшим в трудную ситуацию, читатель очищается духовно. Во втором – конфликт решается вмешательством извне. Например, повелением свыше, явлением божественной воли.

Классицизм изображает жизнь идеализировано. При этом задача произведения – улучшить общество и его нравы. Тексты рассчитывались на максимально большую аудиторию, именно поэтому особое внимание авторы уделяли жанрам драматургии.

Слово «классицизм» в переводе с латинского языка означает образцовый. Это художественное направление в искусстве 17-18 веков. Образцом для классицизма было античное искусство. Творцы данного стиля считали, что все в мире базируется на идеях разума и закономерностей, логике и ясности, и воплощали эти принципы в своих произведениях.

Все виды искусства, по мнению классицистов, должны создаваться в соответствии с определенными канонами. При этом в большей степени их интересовало вечное - то, что остается неизменным. Во всем они стремились увидеть главное, существенное, типичное. Искусству же в эстетике классицизма отводится воспитательная функция.

Для классицизма важен не только сам , но и строгая упорядоченность. Все жанры разделялись на высокие и низкие. Высокими считались ода, трагедия, эпопея. Низкими – сатира, и комедия. Смешивание существенных признаков жанров не допускалось. Герои строго делились на положительных и отрицательных. Сюжеты выбирались героические, в основном из античного искусства. Важны были три принципа: единство места, единство времени и единство действия. В произведении должна быть одна сюжетная , события должны прои в одном месте и укладываться по времени в одни сутки. Таким образом, ясная стройная , определенные темы, типы героев, ясность и простота смысла – все это составляющие эстетики классицизма. Но зачастую образы в классицизме выглядят застывшими, так как лишены индивидуальных черт, это, скорее, воплощение какой-либо социальной черты.

В эпоху классицизма особого расцвета достигла . Ей присущи были планировка, четкость линий и строгие объемные формы, симметричная композиция, сдержанность декоративного оформления. В основе архитектурного стиля классицизма лежит античный ордер. Яркими образцами архитектуры этого стиля в России считается Здание Сената и Казанский собор в Санкт – Петербурге.

Основателем классицизма в живописи по праву считается французский художник Никола Пуссен. Его картины на античные и библейские сюжеты – образцы классицистического искусства. Поражают красотой и изяществом, четкостью линий и возвышенностью картины Франсуа Буше.

В России классицизм расцвел позже, чем в Европе – в 18 веке, благодаря преобразованиям Петра I. Особая заслуга принадлежит М.В.Ломоносову, именно он провел реформу русского стихосложения, разработал «теорию трех штилей» (стилей), приспособив французскую теорию трех принципов к российской действительности и искусству.

Видео по теме

Пропилеи баварского зодчего Лео фон Кленце (1784—1864 гг.) - за основу взят афинский Парфенон. Это входные ворота площади Кёнигсплатц, спроектированной по античному образцу. Кёнигсплатц, Мюнхен, Бавария.

Классицизм начинает свое летосчисление с 16 века в эпоху Ренессанса, частично возвращается в 17 в, активно развивается и завоевывает позиции в зодчестве в 18 - начале 19 веков. Между ранним классицизмом и поздним господствующие позиции занимали стили барокко и рококо. Возврат к древним традициям, как к идеальному образцу, произошел на фоне изменения философии общества, а также технических возможностей. Несмотря на то, что возникновение классицизма связано с археологическими находками, которые были сделаны в Италии, а памятники античности находились главным образом в Риме, основные политические процессы в 18 веке происходили в основном во Франции и Англии. Здесь усиливалось влияние буржуазии, идейной основой которой стала философия просвещения, приведшая к поискам стиля, отражающего идеалы нового класса. Античные формы и организация пространства соответствовали представлениям буржуазии о порядке и правильном устройстве мира, что способствовало появлению черт классицизма в архитектуре. Идеологическим наставником нового стиля стал Винкельман , написавший в 1750—1760-х гг. работы «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности». В них он говорил о греческом искусстве, наполненном благородной простотой, спокойной величественности, и его видение легло в основу преклонения перед античной красотой. Укрепил отношение к классицизму европейский просветитель Готхольд Эфраим Лессинг (Lessing. 1729 -1781гг.), написав труд «Лаокоон» (1766 г.) Просветители 18 века, представители передовой мысли Франции возвращаются к классике, как к направлению, обращённого против упадочного искусства аристократии, коим они считали барокко и рококо. Так же они выступали против академического классицизма, властвовавшего в эпоху Возрождения. По их мнению, архитектура эпохи классицизма, верная духу античности, не должна была означать простого повторения античных образцов, а быть наполнена новым содержанием, отражающем дух времени. Таким образом, особенности классицизма в архитектуре 18-19 веков. заключались в использовании в зодчестве античных систем формообразования, как способе выражения мировоззрения нового класса буржуазии и, в то же время, поддерживающий абсолютизм монархии. В результате в авангарде развития архитектуры эпохи классицизма находилась Франция периода Наполеона. Затем - Германия и Англия, а также Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.

Резиденция королей в Мюнхене. Residenz München. Архитектор Лео фон Кленце.

Философия архитектуры эпохи классицизма поддерживалась археологическими исследованиями, открытиями в области развития и культуры античных цивилизаций. Результаты раскопок, изложенные в научных трудах, альбомах с изображениями, заложили основы стиля, приверженцы которого считали античность верхом совершенства, образцом красоты.

Черты классицизма в архитектуре

В истории искусства термин «классика» означает культуру древних греков 4-6 вв. до н.э. В более широком смысле он используется для обозначения искусства Древней Греции и Древнего Рима. Черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами - элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при том, что белый цвет служит для акцентирования внимания на архитектурных элементах: колоннах, портиках и т.д., которые подчеркивают тектонику строения.

Таврический дворец. С. Петербург. Архитектор И. Старов. 1780-е гг.

Характерные черты классицизма в архитектуры: гармония, упорядоченность и простота форм, геометрически правильные объемы; ритм; уравновешенность планировки, четкий и спокойный пропорций; использование элементов ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен. Особенностью классицизма в архитектуре разных стран стало сочетание античных и национальных традиций.

Лондонский особняк Остерли - парк в стиле классицизм. В нем сочетаются традиционная для античности ордерная система и отголоски готики, которую англичане считали национальным стилем. Архитектор Роберт Адам. Начало строительства - 1761 г.

Архитектура эпохи классицизма была основана на нормах, приведенных в строгую систему, что позволило строить по чертежам и описаниям известных зодчих не только в центре, но и в провинциях, где местные мастера приобретали отгравированные копии образцовых проектов, созданных большими мастерами, и возводили по ним дома. Марина Калабухова

Среди художественных стилей немаловажное значение имеет классицизм, получивший распространение в передовых странах мира в период с 17 по начало 19 века. Он стал наследником идей Просвещения и проявился практически во всех видах европейского и русского искусства. Часто вступал в противоборство с барокко, особенно на этапе становления во Франции.

Век классицизма в каждой стране свой. Раньше всего он сложился во Франции - еще в 17 веке, чуть позже - в Англии и Голландии. В Германии и России направление утвердилось ближе к середине 18 столетия, когда в других государствах уже начиналось время неоклассицизма. Но это не столь значимо. Важнее другое: это направление стало первой серьезной системой в области культуры, заложившей основы дальнейшего ее развития.

Что такое классицизм как направление?

Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Авторов произведений привлекали такие качества, как простота и четкость формы, лаконичность, строгость и гармония во всем. Это касалось любых произведений, создаваемых в период классицизма: литературных, музыкальных, живописных, архитектурных. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.

Основные признаки классицизма

Для всех видов искусства были характерны следующие особенности, помогающие понять, что такое классицизм:

  • рациональный подход к изображению и исключение всего, что связано с чувственностью;
  • главное назначение человека - служение государству;
  • строгие каноны во всем;
  • установленная иерархия жанров, смешение которых недопустимо.

Конкретизация художественных особенностей

Анализ отдельных видов искусства помогает понять, как воплощался в каждом них стиль «классицизм».

Как реализовался классицизм в литературе

В этом виде искусства классицизм определился как особое направление, в котором было ярко выражено стремление перевоспитать словом. Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство. Оно подразумевало, в первую очередь, освобождение от всех видов гнета, включая религиозный и монархический. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Большего признания в этом стиле получили Ж.Мольер, Вольтер (Франция), Л.Гиббон (Англия), М.Твен, Д.Фонвизин, М.Ломоносов (Россия).

Развитие классицизма в России

Новое художественное направление утвердилось в русском искусстве позже, чем в других странах - ближе к середине 18 века - и занимало лидирующие позиции вплоть до первой трети 19 века. Русский классицизм, в отличие от западноевропейского, в большей мере опирался на национальные традиции. Именно в этом проявилось его своеобразие.

Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Это было связано со строительством новой столицы и ростом российских городов. Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Отдельного внимания заслуживает создание архитектурных ансамблей в центре города, которые в полной мере дают понять, что такое классицизм. Это, к примеру, постройки Царского Села (А.Ринальди), Александро-Невская Лавра (И.Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. де Томон) в Петербурге и многие другие.

Вершиной деятельности зодчих можно назвать строительство Мраморного дворца по проекту А.Ринальди, в отделке которого впервые был использован натуральный камень.

Не менее известен и Петродворец (А.Шлютер, В.Растрелли), представляющий собой образец садово-паркового искусства. Многочисленные здания, фонтаны, скульптуры, сама планировка - все поражает своей соразмерностью и чистотой выполнения.

Литературное направление в России

Отдельного внимания заслуживает развитие классицизма в русской литературе. Его основоположниками стали В.Тредиаковский, А.Кантемир, А.Сумароков.

Однако наибольший вклад в разработку понятия, что такое классицизм, внес поэт и ученый М.Ломоносов. Он разработал систему трех штилей, определившую требования к написанию художественных произведений, и создал образец торжественного послания - оды, пользовавшейся наибольшей популярностью в литературе второй половины 18 века.

В полной мере традиции классицизма проявились в пьесах Д.Фонвизина, в особенности в комедии «Недоросль». Помимо обязательного соблюдения трех единств и культа разума, к особенностям русской комедии относятся следующие моменты:

  • четкое деление героев на отрицательных и положительных и наличие резонера, выражающего позицию автора;
  • наличие любовного треугольника;
  • наказание порока и торжество добра в финале.

Произведения эпохи классицизма в целом стали важнейшей составляющей в развитии мирового искусства.

§ 1. Возникновение и развитие классицизма в Европе

В XVII в. в Западной Европе начинается эпоха абсолютной мо­нархии. Правители, стремясь укрепить и упорядочить свою власть, вводили правила поведения сословий и отдельных граждан, огра­ничивали свободу личности. Возвышенное и разнообразное искус­ство эпохи Возрождения сменялось строгим классицизмом.

Классицизм (лат. classicus - "образцовый”) художествен­ное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в.

(П. Корнель, Ж. Б. Мольер, Ж. Расин). Поэтика классицизма на­чинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система классицизм сформиро­вался во Франции в XVII в. в период укрепления и расцвета абсо­лютизма. Это было время правления Людовика XIV, создавшего великолепный двор в Версале. Стройные аллеи, подстриженные деревья и симметричные лужайки Версальского парка, разбитые садовником Андре Ленотром, как бы "очищали” природу от вся­кой неправильности. Продуманный до мелочей церемониал двора делал его жизнь благообразной и упорядоченной с виду, какие бы страсти ни кипели за кулисами. Так и поэты классицизма изобра­жали жизнь, которая даже в конфликтных ситуациях разворачи­валась разумно и соразмерно. Классицисты были уверены, что их нормы красоты верны для всех времен, что сами они ничего не при­бавляют к правилам древних - греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация, создавших пособия по поэтическому искусству. Правила действительно были в основном те же, но при­менялись иначе.

Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), класси­цизм являлся и своеобразной антитезой ему. Общественное и лич­ное, родовое и индивидуальное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в искусстве Ренессанса как единое гармо­ничное целое, в классицизме противопоставляются. В основе эсте­тики - принцип рационализма , культ разума, высшим образцом, идеалом признаются произведения античного искусства.

Выдвинув принцип подражание природе . классицисты считали непременным соблюдение незыблемых правил, согласно которым художественное пронзведениестроится как искусственное, логиче­ски построенное целое, имеющее строгую до схематизма сюжетно- композиционную организацию. Человеческие характеры обрисо­вываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Это отвечало общественно-воспитательной функции искусства, которой классицизм придавал огромное зна­чение.

Классицизм установил строгую иерархию жанров, разделив их на высокие, средние и низкие, и довел ее до строгой последователь­ности. Высокие жанры изображали героев, на которых читатель должен смотреть снизу вверх. Выше всех высоких жанров - эпи­ческая поэма, иначе называвшаяся эпопеей, обширное повество­вание о важном историческом событии. Следом за эпопеей шла трагедия. Именно в этом жанре созданы шедевры французско­го классицизма - произведения Пьера Корнеля и Жана Расина. В трагедии, как правило, действовали короли и изображались высокие чувства. Самый известный конфликт трагедии клас­сицизма - столкновение любви и чувства долга. И поэмы, и тра­гедии писались только в стихах, которые почитались неизмеримо выше "презренной прозы”. К высоким поэтическим жанрам при­надлежали также оды - лирические стихотворения на важные общественно-политические темы. Были духовные оды, посвящен­ные Богу, и торжественные, в которых прославлялся монарх.

В средних жанрах изображались люди, по отношению к кото­рым читатель считал себя равным, и обычные в обществе ситуа­ции. К средним жанрам относилась прежде всего высокая комедия (в сравнении с низкой - простонародной). Она изображала и вы­смеивала пороки, которые можно встретить в повседневной жиз­ни высшего общества. Ее обычные персонажи - дворяне или бога­тые горожане. Величайший мастер этого жанра - Жан Батист Мольер, пьесы которого ставятся во всем мире посей день. Высокая комедия писалась обычно стихами, но могла быть и прозаической. Сатира, обличавшая пороки, не обязательно была смешной, хотя отдельные остроумные строки считались ее большим достоин­ством. Особую обширную область среди средних жанров составля­ла дидактическая поэзия - стихотворные нравоучения в форме поэм или коротких эпистол (буквальный перевод этого слова с ла­тинского - "письмо, послание”). К средним жанрам относились также любовные и философские стихи.

Среди низких жанров важнейшей была басня. В ней действо­вали либо животные, либо простые люди. Их неразумные по­ступки помогали читателю извлечь нравственный урок, что и оправдывало изображение "низкой” природы. Во французском классицизме высокого развития достигли такие жанры, как бас­ня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Ж. Б. Мольер). Именно в низких жанрах, образцы которых строятся не в иде­альной дали исторического или мифологического прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило раз­витие реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество которого вобрало в себя различные идейно­художественные течения и во многом определило дальнейшее раз­витие литературы. Собственно у Мольера комедия перестала быть низким жанром, его лучшие пьесы получили название "высокие комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие об­щественные и нравственные проблемы века.

Правила композиции и стиля для каждого из жанров были различными, но существовало и общее для всех требование - яс­ность и логичность. Даже лирическое произведение стремилось не столько поразить или умилить читателя, сколько убедить. В траге­дии классицизма герой не просто действует и выражает свои чув­ства, но в первую очередь анализирует мотивы действий и чувств. Произведение обращалось главным образом к разуму читателя, и поэзия классицизма была поэзией разумного слова.

§ 2. Классицизм в русской литературе

Под влиянием французской литературы классицизм разви­вался в других странах Европы - Англии, Италии, Германии, России. Классицизм в России зародился во второй четверти XVIII в. в творчестве зачинателей новой литературы: А. Д. Кан­темира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова. С классицизмом так или иначе связано творчество большинства крупных писа­телей XVIII в. "Мы стали вдруг народ уже новый”. Эти слова по­эта Антиоха Кантемира выражают самоощущение русских лю­дей петровского и послепетровского времени. В России все пере­менилось. Сам язык должен был вырабатываться заново. Вместо церковно-славянского литературным языком стал русский, но это произошло не сразу, и борьба за литературный язык завершилась только в творчестве А. С. Пушкина.

В этом изменившемся обществе именно литература взяла на себя задачу воспитания нового человека, в первую очередь дворян­ства. Для этой цели никакая поэтическая система не подходила

лучше, чем поэзия разумного слова - классицизм. В России он возник на совершенно особой исторической почве, поэтому и раз­вивался по-своему.

В эпоху" классицизма русская литература освоила сложив­шиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в обще­европейский литературный процесс, сохранив при этом на­циональную самобытность. В частности, русский классицизм характеризуют: сатирическая направленность (важное место в ней занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, не­посредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни); преобладание национальноисторической тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.); высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина), в которой получил прямое лирическое выра­жение патриотический пафос, характеризующий русский клас­сицизм в целом. Существенное место в русском классицизме за­нимает и жанр поэмы : военно-патриотической у М. М. Хераскова, философско-дидактической у М. В. Ломоносова, В. К. Тредиа- ковского и др. В конце XVIII - начале XIX в. русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предромантиче- ских идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской поэзии поэтов-декабристов.

Из всех поэтических жанров эпохи классицизма как в запад­ноевропейской, так и в русской литературе наиболее популярны­ми были драматические - трагедия и комедия. К ним же отно­сятся самые твердые правила классицизма. Первое и главное в них - строгое единство тона : в трагедии не должно быть ниче­го смешного, в комедии - ничего печального. Необходимо было также соблюдать единство действия : сюжет должен развивать­ся строго последовательно, без отступлений и побочных линий. Считалось, что запутанность действия притупляет интерес к глав­ным событиям. Во избежание этого предписывалось соблюдать единство места и единство времени : действие не должно выхо­дить за пределы одного города, лучше - одного дома, а еще луч­ше - одной комнаты; время же следовало, насколько возможно, приблизить к реальному времени театрального представления. Максимально допустимым временем действия были одни сутки. Единство места и времени считалось необходимым для правдопо­добия. Правила единства времени, места и действия (так называ­емые три единства) именно в эпоху классицизма были выражены наиболее четко.

Сюжет трагедии и высокой комедии должен был непремен­но включать все свои составные части: экспозицию, завязку, раз- витис действия, кульминацию и развязку. Каждой части соот­ветствовало одно драматическое действие, вот почему трагедии классицизма писались в пяти действиях. Каждое появление нового персонажа (явления) было связано с новым событием. Хорошо построенная трагедия классицизма очень динамична. Но непосредственно перед зрителем предстают не столько сами события, сколько сообщения о них и рассуждения по их поводу. Дело в том, что по античной традиции на сцене нельзя было изо­бражать смерть. Поэтому большая часть трагических событий (сражения, поединки) происходили за сценой. В виде исключе­ния герой мог только заколоть себя кинжалом, и то в самом конце пьесы - под занавес.

Изображать подобным образом подлинную историческую дей­ствительность или повседневную жизнь было очень трудно, поэ­тому начиная с XIX в. правила классицизма в целом перестали соблюдаться. В 90-х годах XVIII в. классицизм как литературное направление в России уже не существовал. Но удивительно то, что главное в традициях классицизма восприняли именно литератур­ные новаторы - Жуковский, Батюшков, Вяземский. Они пошли намного дальше своих предшественников в изображении сложных человеческих чувств. Но эти чувства новаторы, как и поэты клас­сицизма, выражали при помощи "разумного слова”. Девиз "ясно­сти и простоты” оставался и их девизом. Эту поэзию не случай­но называли "поэзией прекрасных формул”. Связь поэтов школы Жуковского с русским классицизмом во многом определяет значе­ние этого литературного направления для истории литературы.

1.Когда и где зародился классицизм?

2. Какое влияние оказала эпоха абсолютизма на развитие литературы?

3. Какие традиции искусства Возрождения нашли продолжение в класси­цизме?

4. Каковы основные принципы эстетики классицизма?

5. Что значит культ разума и принцип рационализма ?

6. Что значит принцип подражания природе ?

7. Что представляет собой художественный образ в классицизме?

8. Каким образцам стремились следовать писатели-классицисты?

9. Почему в искусстве классицизма появилась иерархия жанров?

10. Назовите высокие жанры и их отличительные признаки.

11. Назовите низкие жанры и их отличительные признаки.

12. Почему жанр трагедии стал ведущим в классицизме?

13. Какие жанры стали основными во французском классицизме?

14. Почему произведения Мольера получили название высокая комедия ?

15. Когда зародился классицизм в России?

16. Назовите русских писатслей-классицистов.

17.Назовите отличительные признаки русского классицизма.

18. Какие жанры стали ведущими в русском классицизме?

19. Почему жанр оды получил высокий уровень развития в русской литера-

20. Назовите правила драматургии классицизма. Что значит соблюдение единства места действия; единства времени действия?

21.Как строился сюжет произведений классицизма?

22. Каково значение классицизма для истории русской литературы?

Ключевые понятия: классицизм, исторические события, высо­кие жанры, трагедия, эпопея, ода. средние жанры, дидактиче­ская поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство места, времени и действия, завязка, развитие действия, кульминация, развязка