Графика - Портал рукоделия

Нужны ли нашим детям гимназии: мнения «за» и «против. По прописке, но не всегда

Гимназии в Беларуси закрывать не будут, но экзамены для поступления туда после четвертого класса отменят. Об этом TUT.BY сообщили в Министерстве образования. В гимназии дети будут попадать по территориальному признаку, то есть по прописке. Более того, вплоть до старшей школы в гимназиях и школах будет одинаковая программа.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Министерстве образования TUT.BY прокомментировали слухи о том, что гимназии будут закрываться. Вчера на этот счет писательница Евгения Пастернак выступила с открытым письмом в адрес министра образования Игоря Карпенко .

— Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования, — сообщила пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая . — Но отменяем экзамены после четвертого класса. Вступительных экзаменов в пятый класс не будет. Пусть люди не тратят деньги и не готовятся. Даже сейчас Василий Иванович Жарко (вице-премьер Беларуси. — Прим. TUT.BY) сказал: скажите всем, что никаких экзаменов после 4-го класса не будет, дети должны иметь одинаковый доступ к получению образования.

В Министерстве образования добавляют, что поступать в гимназии учащиеся будут по территориальному признаку, то есть по прописке.

— А если человек не прописан рядом с гимназией, то как ему туда попасть?

— А зачем «попадать» в гимназию, если в школах и гимназиях будет одинаковая программа?

В Минобразования отмечают, что от обычных школ гимназии будут отличаться программой после девятого класса. После него же будет и профильное образование.

— После девятого класса будет независимый экзамен, и вот тогда уже будет поступление или в гимназию, или дальше, — отмечают в министерстве. — Допустим, я из другой школы и хочу поступить в гимназию. Будут поступать туда не после четвертого класса, а после девятого. Чтобы дети сами мотивированно выбирали себе ту программу обучения, которая им интересна. После девятого — или гимназия, или школа базовая, или профтехучилище. Это уже, считай, взрослый человек, который сам может определиться.

Впрочем, говорит Людмила Высоцкая, вопрос, когда именно будут сдавать экзамены в гимназию, еще решается.

— Может, и после восьмого класса. Тут надо посмотреть, чтобы была подготовка.

В Минобразования отмечают, что министр по поводу гимназий уже принял решение, а вопрос отмены экзаменов после четвертого класса сейчас решают на законодательном уровне.

В министерстве отмечают, что учебные планы школ и гимназий уже сейчас имеют минимальные различия:

— В чем различия учебного плана на 2017−2018 учебные годы в гимназиях и школах? В гимназиях на изучение иностранного языка в 5−9-х классах выделяется пять часов против трех часов в школах. И по математике в 8-х и 9-х классах — 5 часов против 4 часов в школах.

Людмила Высоцкая отмечает:

— Сегодня у многих родителей есть заблуждение, что в гимназиях что-то изучается на повышенном уровне по сравнению с обычными школами. Различия минимальные. А хороший коллектив преподавателей сегодня может быть и в обычных школах. А то сегодня мы из гимназий делаем какую-то элиту. Мы хоть и говорим, что все прозрачно при поступлениях в пятый класс в гимназии, но сегодня возможность коррупции никто не отменял. И если слабый ребенок поступает в гимназию, то потом на фоне сильных детей он слишком уж выделяется. Да, в гимназиях есть профильные классы, где идет углубленное обучение, но они же сейчас есть и в обычных школах.

Напомним, что в начале октября этого года вице-премьер Василий Жарко о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии после четвертых классов.

— Сегодня дети, поступающие после четвертого класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо. Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования, — заявил он.

Ранее с таким предложением Игорь Карпенко. Это озвучили на Республиканском педсовете еще в августе 2017 года.

Нужны ли белорусским детям гимназии? В чем смысл обучения в них? Эти вопросы в последнее время то и дело поднимают чиновники.

Сегодня дети, поступающие после 4-го класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо, - отметил вице-премьер Беларуси Василий Жарко. - Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования. Эти вопросы не должны выпадать из поля зрения родителей и педагогов.

Поддержал вице-премьера и министр образования Игорь Карпенко . Он уверен, что качество образования не должно измеряться «заветным местом в гимназии». ()

Что думают родители и учетеля о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии?

Ругия Кенгерли, бизнесвумен: Мы не поступили и вернулись обратно в свою школу

Я против гимназий в таком виде, в котором они сейчас есть. Другое дело, если бы это было учебное заведение для действительно одаренных детей, знания которых гораздо выше их ровесников, и им просто скучно в обычной школе. Но ведь зачастую родители лезут из кожи вон, чтобы их чадо было в числе лучших! Например, нанимают репетиторов чуть ли не по всем предметам. И это в 4-м классе! Кроме того, многие хотят обучать детей в элитном заведении. Одна моя знакомая рассказывала, как пристроила своего ребенка в гимназию, где учатся отпрыски состоятельных людей. Мол, туда всех детей привозят на Infiniti, и ребенку там точно будет хорошо.

Наслышана я и о возможности «поступления» в гимназию через личные договоренности с преподавателями, мало того, сама лично получала такое предложение - «устроить» туда своего ребенка. Тогда какой смысл в обучении в подобном заведении? К слову, моя дочка в 4-м классе изъявила желание стать гимназисткой, но мы не поступили и вернулись обратно в свою школу. И пережили это без страданий.

Меня смущает и сама подготовка к экзаменам в гимназию. Дети перед этими экзаменами находятся в предобморочном состоянии, трясутся, нервничают, не спят ночами. Я не понимаю: для чего ребенку в 4-м классе такие потрясения? Разве гимназия гарантирует им то, что они в будущем поступят в университет, станут хорошими специалистами? Как по мне, так ребенок должен иметь в жизни цели, желания. И что важно, свои желания, а не мамы с папой. К сожалению, я вижу таких специалистов после университета на работе, когда 25-летним парням и девушкам нужна новая мама, которая бы за них все решала.

Елена, преподаватель одной минской гимназии: «В гимназии ребенка мотивируют на учебу!»

Многие говорят про амбиции родителей. Мол, это им нужно поступление в гимназию, а не ребенку. Но каждый родитель хочет дать своему чаду хорошее образование! Разве это плохо? Да, дети, поступившие в гимназию, переживают стресс. Но они поступили, прошли тяжелые испытания, записались на различные факультативы… А сейчас им скажут, что это все было зря, и их гимназия станет обычной школой. К чему тогда были эти старания?

К слову, в нашей гимназии никто из учащихся не совершает правонарушений и не состоит на учете в милиции. И этому есть объяснение: дети нацелены на учебу! Уже в 5-м классе они мотивированы на получение знаний. К тому же в гимназиях другая учебная программа и другие учебники. Получается, что все это нужно менять?

Наши учащиеся всегда заняты: посещают факультативы, театральные, хореографические, музыкальные занятия. Можно сказать, что ребенок занимается тем, чем он хочет! А у детей, которые учатся в обычной школе, больше свободного времени, и они тратят его на не совсем полезные вещи.

Приведу личный пример: моя дочка училась в гимназии, сейчас она студентка. И она была очень удивлена, когда узнала от однокурсницы, что в ее классе всего три человека пошли на ЦТ . То есть никто из них не был мотивирован на то, чтобы получить высшее образование!

ВОПРОС ДНЯ

А нужны ли гимназии в принципе?

Алексей ХАЦКЕВИЧ, художник:

Средний сын Петр учился в гимназии в начальных классах, после 4-го хорошо сдал экзамены, но по баллам не прошел. Сейчас учится в обычной школе, получает десятки и прекрасно себя чувствует. Все зависит не от гимназии, а от педагогов, их профессиональных и человеческих качеств.

Александр НАЙДЕНОВ, программный директор радио «Юнистар»:

В моем понимании, гимназия - это своего рода элитные войска. Это статус, и статус, подтвержденный практикой. Так что они нужны. Сам хотел бы, чтобы дочка училась в гимназии.

Владимир МАЦКЕВИЧ, философ:

Чего хочет наш вице-премьер? Стимулировать развитие образования или затормозить его? Пока мы очень отстаем от времени и от других наций в мире. Поэтому нам нужны продвинутые школы. Не все гимназии продвинутые, но в них легче искать и вводить новое, развивать систему образования и стимулировать развитие учеников. А отбор учеников по достижениям и способностям - условие существования продвинутых школ.

Елена АНДРУШКЕВИЧ, педагог дополнительного образования:

Моя старшая дочь идет в школу в следующем году. И выбор места обучения для нас важен. Хочется, чтобы система образования готовила учащихся к жизни, а не давала знания для олимпиад и набора баллов. Если отличие гимназии от школы как раз и заключается в том, чтобы предложить иной способ преподавания и подачи знаний, тогда гимназии нужны как альтернатива школе, системе образования, которая не меняется много лет. Я бы очень хотела, чтобы даже в обычных школах преподавали больше музыки, мировой художественной культуры, ввели уроки по финансам, стартапам и прочим дисциплинам, полезным в жизни.

Алена СОБОЛЕВСКАЯ, I Т-специалист:

Я училась в городе, где гимназий не было. В обычной школе, не в самом сильном классе. Все знакомые школьники, которые хотели поступить в вузы, поступили. Обычная школа давала достаточно знаний для детей, которые вникали в домашние задания. Репетиторы тоже не были нужны большинству. Мое мнение: можно обойтись и без гимназий, у детей будет меньше стресса. Период с 1-го по 11-й класс - базовое образование, углубляться куда -то нет нужды (только если у ребенка явная склонность и желание достичь высот).

Яна НОВИКОВА, студентка:

Я училась сначала в обычной школе, но потом она стала гимназией, причем престижной. Считаю, что гимназия дает более высокий уровень образования, там работают более квалифицированные учителя. В некоторые гимназии очень жесткий отбор, а значит, туда попадают самые лучшие, и учиться там гораздо сложнее. Так что отменять гимназии не нужно.

Дарья КАЛЫХАН, учитель истории в школе:

Я работаю в небольшом городе: у нас три школы и одна гимназия. Я не против гимназий как таковых, если там действительно более углубленно изучают предметы по профилю. Но если сравнить школу, в которой я работаю, и гимназию, то, на мой взгляд, они ничем не отличаются. Кроме того, ученики за тот же уровень знаний получают более высокие оценки.

В общеобразовательных школах положительно восприняли указ президента № 30 об отмене экзаменов в пятый класс гимназий. Об этом заявила 26 января на пресс-конференции в Минске заместитель министра образования Раиса Сидоренко.

Подписанным 25 января указом устанавливается, что набор в 5-е классы гимназий будет осуществляться без проведения вступительных испытаний. Все учащиеся, которые завершат обучение в 4-м классе гимназии, смогут продолжить обучение в 5-м классе этой же гимназии.

Одновременно в учреждениях общего среднего образования предусматривается возможность изучения отдельных предметов на повышенном уровне.

«В школах это решение принимается на ура, его ждали очень давно, - сказала Раиса Сидоренко. - Более того, когда мы ввели в школах повышенный уровень изучения некоторых предметов, поняли, что нужно спуститься ниже, на уровень 8-9-го класса и там начинать эту профильную подготовку».

Сидоренко пояснила, что с 2008 года программа общеобразовательных школ и гимназий ничем, кроме дополнительных двух часов изучения иностранных языков, не отличается. Теперь же и школам дается возможность ввести эти дополнительные два часа для изучения любого, по выбору самой школы, предмета.

Отвечая на вопрос БелаПАН , замминистра подчеркнула, что учителя не начнут бежать из классов с повышенным уровнем изучения предметов.

«У нас есть огромное количество учителей-методистов, учителей с высшей категорией, и оно растет. Как раз у наших учителей здоровые профессиональные амбиции, и мы уверены, что новая возможность (вести некоторые предметы на повышенном уровне. - БелаПАН ) как раз обрадует учителей», - сказала она.

Раиса Сидоренко считает, что «профессионализма учителя должно хватить для того, чтобы работать в каждом классе».

В то же время в гимназиях к нововведению по разным причинам относятся неоднозначно, отметила замминистра.

«Педагоги в гимназиях сейчас работают по четко налаженной схеме, а мы эту схему несколько изменяем, - пояснила она. - Да, в гимназиях останутся ребята, уровень которых и чуть ниже, и чуть выше. Это потребует от каждого педагога дополнительной работы над собой, над методической подготовкой, над подготовкой к каждому уроку».

Отвечая на вопрос о разнице в среднем балле у выпускников обычных школ и гимназий, Сидоренко обратила внимание на незначительность этой разницы.

«Например, в школе с базовым уровнем средний балл - 38, в школе с повышенным уровнем изучения отдельных предметов - 52, в гимназиях - 59», - сказала она, отметив, что с новыми правилами у всех школ появится возможность организовывать классы или группы с повышенным уровнем изучения какого-либо предмета.

Замминистра подчеркнула, что в Беларуси даже среди победителей международных олимпиад есть ученики обычных школ, «поэтому о том, что в школах детей готовят плохо, говорить некорректно». «Что касается гимназий, мы убеждены, что они смогут развиваться дальше не только по иностранным языкам, но и другим предметам», - сказала она.

Сидоренко подчеркнула, что решение об упразднении экзаменов после 4-го класса «не родилось сверху, а зрело уже давно».

«Этот указ направлен на развитие системы образования и повышение его качества, если все сработает , - уверила она. - На каком основании только 7% детей могут получать некое особое образование, а все остальные не могут? Это абсолютно правильный указ».

Гимназии в Беларуси закрывать не будут, но экзамены для поступления туда после четвертого класса отменят. В гимназии дети будут попадать по территориальному признаку, то есть по прописке. Более того, вплоть до старшей школы в гимназиях и школах будет одинаковая программа.

В Министерстве образования прокомментировали слухи о том, что гимназии будут закрываться. Вчера на этот счет писательница Евгения Пастернак выступила с открытым письмом в адрес министра образования Игоря Карпенко.

- Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования, - сообщила пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая, пишет TUT.BY - Но отменяем экзамены после четвертого класса. Вступительных экзаменов в пятый класс не будет. Пусть люди не тратят деньги и не готовятся. Даже сейчас Василий Иванович Жарко (вице-премьер Беларуси) сказал: скажите всем, что никаких экзаменов после 4-го класса не будет, дети должны иметь одинаковый доступ к получению образования.

В Министерстве образования добавляют, что поступать в гимназии учащиеся будут по территориальному признаку, то есть по прописке.

- А если человек не прописан рядом с гимназией, то как ему туда попасть?

- А зачем «попадать» в гимназию, если в школах и гимназиях будет одинаковая программа?

В Минобразования отмечают, что от обычных школ гимназии будут отличаться программой после девятого класса. После него же будет и профильное образование.

- После девятого класса будет независимый экзамен, и вот тогда уже будет поступление или в гимназию, или дальше, - отмечают в министерстве. - Допустим, я из другой школы и хочу поступить в гимназию. Будут поступать туда не после четвертого класса, а после девятого. Чтобы дети сами мотивированно выбирали себе ту программу обучения, которая им интересна. После девятого - или гимназия, или школа базовая, или профтехучилище. Это уже, считай, взрослый человек, который сам может определиться.

Впрочем, говорит Людмила Высоцкая, вопрос, когда именно будут сдавать экзамены в гимназию, еще решается.

- Может, и после восьмого класса. Тут надо посмотреть, чтобы была подготовка.

В Минобразования отмечают, что министр по поводу гимназий уже принял решение, а вопрос отмены экзаменов после четвертого класса сейчас решают на законодательном уровне. В министерстве отмечают, что учебные планы школ и гимназий уже сейчас имеют минимальные различия:

- В чем различия учебного плана на 2017−2018 учебные годы в гимназиях и школах? В гимназиях на изучение иностранного языка в 5−9-х классах выделяется пять часов против трех часов в школах. И по математике в 8-х и 9-х классах - 5 часов против 4 часов в школах.

Людмила Высоцкая отмечает:

- Сегодня у многих родителей есть заблуждение, что в гимназиях что-то изучается на повышенном уровне по сравнению с обычными школами. Различия минимальные. А хороший коллектив преподавателей сегодня может быть и в обычных школах. А то сегодня мы из гимназий делаем какую-то элиту. Мы хоть и говорим, что все прозрачно при поступлениях в пятый класс в гимназии, но сегодня возможность коррупции никто не отменял. И если слабый ребенок поступает в гимназию, то потом на фоне сильных детей он слишком уж выделяется. Да, в гимназиях есть профильные классы, где идет углубленное обучение, но они же сейчас есть и в обычных школах.

Напомним, что в начале октября этого года вице-премьер Василий Жарко высказывался о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии после четвертых классов.

- Сегодня дети, поступающие после четвертого класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо. Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования, - заявил он.

Ранее с таким предложением выступил министр образования Игорь Карпенко. Это озвучили на Республиканском педсовете еще в августе 2017 года.

Изменения в системе среднего образования продолжают порождать все новые и новые вопросы.

Самое главное - экзаменов в 5-е классы гимназий в 2018-м уже не будет точно . Правда, конкретика по указу президента "О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них" от 25 января, который это определяет, появится в течение двух месяцев. Этот срок дан Минобразования , чтобы привести в соответствие с документом другие нормативные акты. Хотя в министерстве пообещали вплотную начать работу по этому направлению уже в понедельник.

А пока «Комсомолка» собрала вопросы, на которые полгода министерство не могло дать ответ. Попыталась внести ясность в ситуацию замминистра Раиса Сидоренко .

Когда введут независимую аттестацию вместо экзаменов после 9-го класса?

Формат, анонсированный на Республиканском педсовете в августе 2017-го, введут через 2 года. Напомним, по итогам этого единого экзамена вчерашних 9-классников могут принять в гимназию, гимназический класс, лицей или в профтехучреждение.

Так будут или не будут принимать в школы и гимназии только по месту проживания родителей?

Жестко требовать обучения по месту жительства не будут.

И сегодня есть ребята, которых родители возят в другой конец города, считая, что там качество образования выше. И в будущем мы понимаем, что очень жестко требовать этого от всех учреждений образования не стоит, - сказала замминистра.

Сможет ли школьник, который учится в другом районе, после вступления в силу указа вернуться в гимназию по месту жительства?

Попасть туда учащийся без экзаменов сможет только при наличии свободных мест.

Как будут сдавать экзамены теперешние ученики гимназий после 9-го класса?

В ближайшие два года гимназисты будут переходить из 9-го класса в 10-й класс, сдав экзамены за курс базовой школы, как и раньше. Правда, пока замминистра образования не смогла ответить, придется ли сдавать независимую аттестацию для перехода в 10-й класс тем, кто уже сдавал экзамен после 4-го класса.

Что будет с детьми, которые уже учатся в гимназии? В частности, с теми, кто не относится к ней по месту проживания?

Все ученики теперешних 4-х классов в гимназиях смогут продолжить дальнейшее обучение в данном учреждении образования без экзаменов.

Как поступят с немотивированными на учебу детьми, чей уровень знаний не соответствует уровню гимназии, но они живут на территории, относящейся к ней?

Нужно создать условия для развития ребенка, у которого результаты несколько ниже, и ребенка, чьи знания выше, чтобы оба могли получить необходимые знания - это задача учителя, - пояснила позицию Минобразования Раиса Сидоренко. - Если учителю мешает, что в классе будет ученик с более низким уровнем знаний, и это не даст возможности учиться одаренному, надо говорить о профессионализме этого педагога. А родитель должен понимать, что ребенку придется жить в обществе, где есть разные люди.

Как выравняют разницу в 2 часа между программами гимназий и школ?

Замминистра говорит: почти в половине школ ученики 10 - 11-х классов изучают предметы на повышенном уровне уже сейчас. А теперь для подготовки к нему во всех учреждениях среднего образования введут те самые дополнительные 2 часа в неделю с 5-го по 9-й класс. Администрация сможет сама определять предметы для допчасов с учетом пожеланий учеников и родителей.