Графика - Портал рукоделия

Народный учебник вышивки. Рама для вышивания крестиком: как пользоваться? Станок или пяльцы - рассуждения вышивальщицы

Пяльцы - инструмент для вышивальщиц полезный и даже необходимый. Вышиваете ли вы по канве крестом, или по ткани гладью, применение пялец поможет не стянуть нитью материал основы. Пяльцы обеспечивают аккуратное выполнение работы и значительно её облегчают. Хорошо видна рабочая поверхность, вышивку в мобильных пяльцах удобно держать в руках, а стационарные пяльцы вроде станка вообще полностью освобождают руки. Однако некоторые (чаще - опытные) вышивальщицы предпочитают работу без пялец: так можно каждый стежок выполнять одним движением, а не двумя. По сути, это единственный бонус работы без пялец, при этом всегда надо внимательно следить за тем, чтобы не стянуть вышивкой ткань. Словом, большинство вышивальщиц выбирают работу с пяльцами - как выбрать сами пяльцы, разберёмся ниже.

Какие бывают пяльцы

Круглые, овальные, квадратные, гобеленовые, кресельные, пяльцы-рамки и пяльцы-станки - их делают из разных материалов и разного размера. Рассмотрим основные разновидности.

1. Круглые пяльцы

Самый распространённый вид. Круглые пяльцы могут иметь крепёжный механизм или не иметь его (надёжнее и удобнее - первый вариант). Размеры варьируются по диаметру (до 30−35 см) и по толщине обода (7−25 мм). Диаметр стоит выбирать соответственно размеру вашей вышивки, толщину обода - по тому, насколько вам удобно держать пяльцы в руке. Пяльцы делают из пластмассы, металла и дерева - опытные вышивальщицы сходятся в том, что деревянные - удобней и долговечнее всего, также хорошо обработанные пяльцы из дерева наиболее бережно «относятся» к ткани.

2. Овальные и квадратные пяльцы



Такие пяльцы устроены по принципу круглых, различие в том, что они имеют либо форму овала, либо квадрата со скруглёнными углами. Такие пяльцы можно выбрать, если по форме они подходят к форме вашей вышивки. Некоторым вышивальщицам также удобнее пользоваться квадратными пяльцами - это выясняется в процессе работы и для каждого индивидуально.

3. Пяльцы-станки


Это куда более сложный и занимающий больше места вариант, чем предыдущие. Однако у них масса плюсов. Такие пяльцы, ка правило, располагаются на столе (бывают и совсем большие, которые ставят на пол) и полностью освобождают руки вышивальщицы для работы. Их можно использовать для выполнения больших работ. Они позволяют сократить перекос при вышивке стежков петит и полукрест. Они допускают использование ткани разной длины и мало деформируют полотно. Часто такие пяльцы имеют несколько вариантов крепления к ним ткани, это удобно. Вы можете найти квадратные или круглые рамочные пяльцы.

4. Гобеленовые рамки


Гобеленовая рама представляет собой деревянный прямоугольник, к которому канва крепится только сверху и снизу. Крепить канву к раме можно либо к ткани (если ею обшиты верхние и нижние части рамы) либо специальными пластмассовыми зажимами. По мере вышивания канва прокручивается при помощи верхних или нижних частей рамы, которые прокручиваются в любую сторону.

5. Кресельные/диванные пяльцы


Если вы любите вышивать не за столом, а в кресле или на диване, рассмотрите этот вариант. Кресельные пяльцы представляют собой обычную рамку для вышивания, прикреплённую к держателю на ножке и подставке. Такую конструкцию можно поставить рядом с собой, например, на кресло и вышивать, прижав подставку ногой.

6. Пяльцы-рамки


Это «симбиоз» простых круглых, овальных или прямоугольных пялец и рамки для готовой вышивки. Такие пяльцы имеют петельку, за которую вы можете повесить вышивку на стену прямо в пяльцах-рамке, когда закончите работу.

7. Струбцины для крепления пялец на столе

Мобильная и негромоздкая замена станку, освобождающая руки вышивальщицы и не занимающая много места. С помощью струбцины пяльцы можно закрепить на удобной для вас высоте и поворачивать вокруг своей оси.

Станок или пяльцы - рассуждения вышивальщицы

На что обратить внимание при покупке и использовании пялец?


Пяльцы, из какого бы материала они ни были сделаны, должны быть отлично отполированы, не иметь никаких неровностей (это может повредить ткань).

Если вы выбираете пяльцы с крепёжным механизмом, при покупке проверьте его работу. Винт должен поворачиваться не слишком туго, но и не проворачиваться (резьба должна быть сохранна).

Предпочтите неокрашенные пяльцы - так вы гарантированно не испачкаете рабочую ткань.

Чтобы деревянные пяльцы лучше держали канву, можно обмотать их шёлковой лентой.

Если вы делаете перерыв в вышивке, снимите её с пялец - так меньше вероятности, что на ткани останутся заломы.

Пяльцы из дерева не подвергайте воздействию влаги, перепадов температур, не оставляйте надолго под прямыми солнечными лучами.

Пяльца для вышивания имеют множество отличий между собой . Это обусловлено их характеристиками. Они могут выглядеть по —разному , в форме : овала , круга , квадрата . Изготавливаться из пластмассы , дерева , металла , а так же прорезиненного и комбинированного материала (где имеются несколько компонентов ). Пяльца выпускаются в разных размерах , а для надёжной фиксации используется клипса , либо винт .

Каждая мастерица может легко подобрать именно те пяльцы для вышивания , которые будут максимально удобны и практичны в использовании .

Разновидности пялец

Учитывая большое количество их разновидностей , стоит подробней рассмотреть существующие пяльца для вышивания :

Деревянные пяльца

Деревянные пяльцы очень функциональны в использовании . Они изготавливаются из бука или дубового материала , являющимся самым прочным деревом . Данное приспособление существует в различных размерах , достигающих 31 см в диаметре , а высота ободка 7 —25 мм .

Преимущества :

Практичны , функциональны и удобны . На этих пяльцах можно выполнять любую ручную работу , надёжно закрепляя ткань .

Единственным недостатком данного приспособления , является : сложность поиска в продаже . Сейчас их тяжело найти в специализированных магазинах или рынках .

Пяльцы из пластмассы

Пяльца для вышивания из пластмассового материала имеются у большинства вышивальщиц . Они обладают округлой формой , и винтовой , либо безвинтовой фиксацией . В специализированных магазинах их можно купить в разных размерах , от малого до большого . Это предусмотрено для удобства вышивания мелких и крупных картин .

Преимущества :

Они позволяют сохранить в целостности материалы природного происхождения . По этой же причине они отличаются дешевизной и доступностью .

Недостатки :

Периодически они способны цеплять ткань , при этом искажая внешний вид картины . Имеют очень хрупкую структуру , поэтому ломкие , а винтовая или безвинтовая система способна сама по себе откручиваться . На первый взгляд это не очень удобно , но для опытных мастериц это не проблема . Они привыкают и не сталкиваются с этими недостатками .

Металлические пяльцы

Данный вид приспособлений , является самым надёжным , среди разновидностей пялец . Они изготовлены из прочного материала и имеют долговечные крепления .

Преимущества :

Большинству вышивальщиц эти пяльцы не нравятся , поэтому преимущества не обнаружены .

Недостатки :

Они тяжелые по весу и неудобны . Также они оставляют округлый след на ткани , поэтому специалисты рекомендуют перед началом вышивания обматывать их бинтом или другим подобным материалом .

Гобеленовые пяльцы

Гобеленовые пяльцы – наиболее комфортабельное и распространённое приспособление . Ему отдали преимущество большинство вышивальщиц , занимающихся трудоёмкой работой крупных размеров . Данный аксессуар позволяет снизить до минимума кол —во перекошенных областей вышивки , и ускоряет процесс выполнения поставленной задачи . Они очень удобны при выполнении работы крестом или мелких стежков .

Достоинства :

Изготовление пялец происходит из экологически чистого , природного материала – дерева . Заводы выпускают их в круглой , либо квадратной форме . Эти пяльцы для вышивания выдерживают ткани с любой протяжённостью . Способ крепления выбирает сама вышивальщица : липучками , булавками , пришиванием и пр . Если мастерица вышивает крестом , то канва не перекашивается , а создаёт идеально ровные стежки . Ткань не деформируется и сохраняет свою форму .

Недостаток : Они увесистые , поэтому не очень удобны в работе .

Пяльцы —рамки

Данное приспособление внешне напоминает деревянные или пластмассовые атрибуты . Однако , они более комфортны в использовании . Рамка идеально подходит для вышивания маленьких картинок . Её внутренняя часть изготавливается из пластикового материала , а наружная имеет прорезиненную основу , позволяющую надёжно зафиксировать ткань между двумя деталями пялец .

Преимущества :

Аксессуар имеет специальное колечко , благодаря которому по окончанию работы его можно повесить на стену . Также пяльцы просты , легки и удобны в эксплуатации .

Недостатки :

Вышивальщицы , работающие на таких пяльцах , удовлетворены их качеством и комфортабельностью в использовании .

Квадратные пяльцы

Пяльцы квадратной формы изготавливаются только из древесного материала , и чаще всего используются при вышивке крестиком . Они легки в использовании , ткань крепиться к пяльцам на специально разработанные зажимы и не деформируют ткань .

Преимущества :

Такой вид пялец удобен при ручной вышивке , ведь позволяет работать одновременно двумя руками . А главное , что такой рабочий атрибут для вышивания своими руками изготавливают множество рукодельниц .

Недостатки :

Их используют исключительно в домашних условиях , ведь они имеют большой вес .

Пяльцы для вышивки бисером

В последнее время бисер стал модным видом декорирования одежды и предметов интерьера , поэтому многие мастерицы с удовольствием проводят досуг с таким атрибутом .

Сегодня в специализированных магазинах можно отыскать круглые отечественные , зарубежные пяльцы для бисера . Начинающим вышивальщицам будет удобно работать с иностранным приспособлением , ведь они более качественно разработаны и позволяют натягивать материал , как можно плотней . Округлая разновидность таких пялец упрощает процесс вышивания начинающим вышивальщицам .

Квадратные пяльцы нелегки в использовании , поэтому ими пользуются только вышивальщицы с большим опытом и техническими умениями . Они могут изменять свою форму , поэтому их часто берут в путешествия .

Существует большое количество различных по виду и особенностям пялец . С их помощью любая мастерица (начинающая или опытная ) сможет создавать оригинальные шедевры и любоваться своим творчеством . Также благодаря пяльцам , увеличивается скорость выполнения работы , а её качество остаётся на безупречном уровне .

Вышивание как вид декоративного творчества известно человечеству еще с глубокой древности. Зародилось данное искусство в Восточном регионе. А развивалось, широко применяясь, с еще более раннего времени, чем стало известно в Древнем Риме и Греции.

По сути, вышивание представляет собой рукотворчество, которое предполагает украшение разнообразными узорами тканей и других материалов (холста, кожи, батиста, льна, газа, тюли и так далее).

Главными инструментами для данного вида творчества являются специальные нити, иглы, ножницы и другие приспособления.

О пяльцах

Это инструмент для вышивания, имеющий круглую, овальную или прямоугольную форму. Происходит от слова «пялить» - растягивать, натягивать. Состоит из двух рамок, незначительно отличных по размеру друг от друга. Между ними натягивается ткань.

Когда мастер только начинает осваивать данное искусство, он часто использует пяльцы. Во-первых, относительно небольшой размер позволяет вышивать на диване (кресле), переносить работу на любые расстояния. Во-вторых, с пяльцами есть возможность удобно расположиться (в отличие от станка), чтобы исключить болезненные ощущения в спине и руках.

Но в использовании есть и отрицательные моменты: занятость рук, сложности при вышивании большого полотна (загибаются стежки, зажатые между рамками-кольцами). А потому многие мастера переходят на станки и рамки.

Станки универсальные для вышивания

Они бывают следующих видов: напольные, настольные и диванные.

Напольные, как правило, состоят из опоры, ножки и непосредственно рамки с клипсами для полотна.

Диванные и настольные станки состоят из боковых опор (в виде жестких треугольников или другой формы конструкций) и рамки, на которой закрепляется ткань. Благодаря данному приспособлению можно вышивать полотна больших и огромных размеров (от рушников до ковров). К тому же, руки мастера остаются свободными.

Но есть и отрицательный момент: спина быстро устает. Это происходит из-за того, что станок расположен на определенном расстоянии от вышивающего. Это создает некоторые неудобства (и даже заставляет некоторых снова переходить на пяльцы).

Но прогресс не стоит на месте, и в Европе уже начали появляться специальные рамы для вышивания. А некоторые соотечественники делают их своими руками.

Рама для вышивания крестиком

Ввиду того, что большинство мастериц отдает предпочтение хорошо натянутой ткани (канве), популярными приспособлениями для данного вида творчества, кроме пялец, являются гобеленовые рамы.

Основные характеристики:

  1. Имеют прямоугольную форму.
  2. Размеры могут регулироваться или быть жестко закрепленными.
  3. Благодаря тому, что поле для вышивания достаточно большое, работу можно выполнять как последовательно, так и вразброс.
  4. Видна большая часть вышивки, что также является положительным моментом.
  5. Конструкция позволяет равномерно натягивать канву и впоследствии избежать перекосов готовой картины.

Критерии рамы

По таким критериям следует выбирать данное приспособление для вышивания:

  • Удобство применения;
  • Легкий вес;
  • Функциональность;
  • Приятный на ощупь материал;
  • Адекватная стоимость.

Из-за того, что рам для вышивания бисером и крестиком, на самом деле, по всему миру выпускается не так много, а то, что уже есть - не всем нравится (как обычно, всем не угодишь!), мастера придумали так называемый "свод критерий идеальной рамы":

  • качественные и экологически чистые материалы составляющих (исключение негативного влияния на здоровье мастера, а также повреждения канвы);
  • при перемещении вышиваемой работы, чтобы не деформировались готовые участки;
  • удобное крепление канвы к элементам конструкции;
  • возможность отличного натяжения на 4 стороны (желательно, чтобы это можно было регулировать);
  • минимальные размеры и вес;
  • хорошие внешние данные (приятные ощущения от прикосновений к раме, цвет, изящество и так далее);
  • приемлемая цена.

Крепление ткани

Как пользоваться рамой для вышивания крестиком? Очень важно натянуть ткань и закрепить вдоль горизонтальных и вертикальных (если в этом есть необходимость) составляющих конструкции. Осуществляется это при помощи пришивания, липучек, зажимов, специальных креплений с клипсами, в пазах и так далее.

Для того, чтобы процесс вышивания был качественным и приятным, действительно важно, чтобы канва по горизонтали и вертикали была равномерно, ровно и гладко натянутой, без волн и перекосов. Каждая прямая линия шитья должна быть ровной и прямой.

  1. Ткань необходимо крепить или лицевой, или изнаночной стороной наружу (чтобы при работе над большим полотном защитить его от внешних воздействий).
  2. Выбрать место, с которого начнется работа.
  3. Намотать верхний и нижний участки полотна на горизонтальные планки. Таким образом, необходимый «рабочий» фрагмент будет на раме.
  4. Крепко закрутить фиксаторы на горизонтальных планках рамки.
  5. Натянуть и откорректировать ткань так, чтобы поверхность была похожа на барабан.

Как пришить ткань к тесьме рамы:

  • найти центральную часть ткани по верхнему краю;
  • совместить ее с серединой горизонтальной верхней планки;
  • зафиксировать это место булавкой;
  • равномерно натянуть канву и зафиксировать весь прикрепляемый край булавками на тесьме;
  • иголкой с ниткой большими стежками пройтись швом наискосок вдоль закрепленной линии (пришить канву к тесьме);
  • то же сделать и с другой стороны.

Сделать самостоятельно

Об изготовлении рамы для вышивания своими руками (мастер-класс для желающих!) рассказывает мастерица из России и ее супруг. Систематизировав информацию, которая есть в интернете по этому вопросу, самостоятельно сделав чертеж, они рассчитали материалы и изготовили.

Итак, как последовательность выполнения работы (размер готового изделия 45х30 сантиметров):


Готовые приспособления

Те, кто не желает возиться или не имеет возможности изготовить самостоятельно, могут заказать уже готовую раму для вышивания "Миллениум".

Такое приспособление является очень удобными в применении и качественным по своим материалам и комплектующим. К сожалению, на территории России их не производят, а потому заказываются исключительно из-за границы. Страна-производитель - Великобритания.

В чем прелесть данного приспособления для вышивания:


Недостатков как таковых нет, кроме того, что при заказе через интернет необходимо ждать около 2 месяцев. И достаточно высокая цена.

Но, согласно отзывам мастериц, которые уже опробовали раму «Миллениум», это того стоит!

Составляющие данного приспособления для рукотворчества следующие:


Как пользоваться рамой «Миллениум»?

Перед тем, как начать вышивать, необходимо натянуть канву.

Для рамы данной марки есть некоторые особенности:

  1. Сначала прикрепляются боковые распорки к нижней горизонтальной планочке круглого сечения.
  2. Далее кладется нижний край канвы на планочку и закрепляется тонкой палочкой (спицей). После чего ткань несколько раз (4-5) как бы наматывается на планку. Хорошо подтягивается.
  3. Затем верхний край ткани для вышивки крепится на верхней горизонтальной планке. И так же закрепляется спицей.
  4. Далее необходимо привести верхние части боковых распорок в соответствие с отверстиями, что имеются на верхней планке.
  5. И когда вся рамка целиком будет собрана (вместе с канвой), необходимо сделать хорошее натяжение. Для этого одновременно вращаются деревянные гайки, которые находятся на штырях с резьбой - до полного натяжения.

Другие производители

Также очень качественно изготовлена рама для вышивания Elbesee. Состоит из двух горизонтальных планочек (круглого сечения) и двух вертикальных (прямоугольного сечения). Между собой все составляющие закреплены специальными болтами.

Выполнено изделие из высококачественной древесины.

Кстати, на горизонтальных планках есть ткань, к которой крепится канва (как на планках рамы, которую изготавливают своими руками). Натяжение осуществляется за счет «фиксаторов» (ткань для вышивания можно пришить ниткой, закрепить кнопками и так далее). Данное приспособление для творчества родом также из Великобритании.

Размерные характеристики

Для вышивания бисером и крестиком применяют гобеленовые рамы разных размеров в зависимости от площади полотна:

  1. Оптимальная высота рамы (согласно стандарту) - 30 сантиметров (примерное расстояние от локтя до запястья человека), что достаточно удобно и комфортно для руки. Если высота работы будет превышать данный показатель - «лишние» крайние (вверху и внизу) сантиметры полотна можно намотать на планки.
  2. Есть рамки с высотой менее 30 сантиметров - для более узких и полностью заполненных вышивкой работ.
  3. Максимальная высота может достигать показателя более 30 сантиметров. Такие квадратные приспособления применяют в тех случаях, когда вся работа по высоте должна быть на "рабочей" поверхности - из-за ее объемности или других особенностей.

Какую выбрать раму (модель, размер и так далее) - решать только мастеру!

Во время работы с учениками мне часто задавали вопрос по поводу пялец. Нужны ли они, если нужны, то, какие. В продаже имеется большое разнообразие пялец: они есть из разных материалов, разной формы и размера. Так какие лучше? Или вообще без них?

Итак, в первую очередь я рассмотрю вышивку без пяльцев, она обладает рядом преимуществ, но и обладает рядом недостатков. Так как в вышивке существует очень много видов (крест, гладь, мережки, счетные швы, золотное шитье, лентами, объемная и т.д.), то вышивать без пялец можно только крестом . И то, если канва жесткая и держит форму.

Плюсом такой вышивки является свобода. При вышивке без пялец очень удобно носить вышивку с собой, вышивать можно практически в любом месте и в любое время. Очень удобно заминать вышивку в руку, когда вышиваешь.

Огромным плюсом является то, что скорость выполнения при этом повышается, т.к. есть возможность прокола 2 стежков за 1.

Но есть недостатки у такого образа работы. Когда вышиваешь без пялец, работа сильно пачкается и изнашивается и нитки при этом затираются. Работа приобретает «изношенный вид» еще до своего завершения.

Конечно, стирка и глажка очень помогают восстановить облик вышивки, но к сожалению, если нитки не очень хорошего качества, то идеально ровными они не станут. Можно сделать вывод, что если вышивать небольшую картинку, то пяльцы можно и не брать. Если быстро работать, вышивка не успеет обтрепаться.

Но если мне предстоит работать над серьезной картиной, над которой предстоит трудиться не один месяц, то стоит все-таки взять пяльцы. Они сохранят внешний вид работы и к тому же стежки на натянутую на пяльцы ткань ложатся более ровно, и вышивка выглядит в результате более совершенно. Хотя и скорость выполнения работы увеличивается вдвое.

Для всех остальных видов вышивок пяльцы просто необходимы. Какие же выбрать? Советую каждой вышивальщице иметь разнообразные по форме и размеру пяльцы. Но пластмассовые для серьезных работ отметаю сразу.

Плотность натяжения ткани на пяльцах должна быть очень высокой, т.е. натягивать ткань, как на барабан, и периодически приходится подтягивать, т.к. при работе ткань ослабляется. И пластмассовые пяльцы не выдерживают натяжение и ломаются.

В этом случае лучше все же деревянные, они более крепкие. По форме можно использовать и круглые (овальные), и квадратные (прямоугольные).

Главное, чтобы при подборе пялец и рисунка было соответствие (по возможности), т.е. желательно, чтобы рисунок помещался в пяльцы полностью, и не приходилось бы в дальнейшем лишний раз перетягивать на соседний участок.

Он уже может быть вышит, а при перепяливании на вышитом участке могут быть повреждены нитки. Но есть и недостаток у пялец. Они оставляют на ткани следы заминания, которые не всегда поддаются разглаживанию.

Мне нравятся при работе с большими работами деревянные рамы, на которые ткань натягивается с помощью кнопок. Об этом я расскажу и покажу в небольшом видео.

Итак, как лучше вышивать – пользуясь пяльцами или без них? А если вышивать, пользуясь пяльцами, то какие пяльцы лучше круглые или прямоугольные?

Итак, в первую очередь я рассмотрю вышивку без пяльцев, она обладает ряд преимуществ, но и обладает рядом недостатков.

На мой взгляд, плюсом такой вышивки является свобода. При вышивке без пялец очень удобно носить вышивку с собой, вышивать можно практически в любом месте и в любое время. Очень удобно заминать вышивку в руку, когда вышиваешь, но есть и ряд недостатков у такого образа работы. Когда вышиваешь без пялец, работа сильно пачкается и изнашивается и нитки при этом затираются. Работа приобретает «изношенный вид» еще до своего завершения. Конечно, стирка и глажка очень помогают восстановить облик вышивки, но к сожалению, если нитки не очень хорошего качества, то идеально ровными они не станут. Для себя, я сделала вывод, что если я вышиваю маленькую картинку, то пяльцы можно и не брать. Я быстро работаю, и вышивка не успевает обтрепаться. Но если мне предстоит работать над серьезной картиной, над которой предстоит трудиться не один месяц, то стоит все-таки взять пяльцы. Они сохранят внешний вид работы и к тому же стежки на натянутую на пяльцы ткань лежаться более ровно, и вышивка выглядит в результате более совершенно. Осталось определиться какие пяльцы мне больше подойдут. Сейчас в продаже существует огромное количество разных пялец, и какие из них стоит брать для работы над вышивкой крестом.

Я определилась со своим выбором путем проб, могу рассказать вам о своих опытах. Сначала я взяла круглые пяльцы. Советую каждой вышивальщице иметь в своем арсенале круглые пяльцы, они идеально подходят для вышивки маленьких картинок, но самое главное они идеально подходят для вышивки орнаментов. Нет ничего лучше круглых пялец, когда вышиваешь орнамент на одежде. Благодаря своей форме пяльцы совсем не мешают крутить работу в руках в разных направлениях, что очень помогает при работе с вышивкой на одежде. Но если вы вышиваете картину, то круглые пяльцы вам не помощники. Круглые пяльца замнут вашу работу и создадут неровности, которые будет очень сложно удалить даже после окончания вышивки.

Следующими для меня стали прямоугольные пяльцы. На мой взгляд, они совершенно не удобны для вышивки орнаментов на одежде или маленьких картин, но для больших картин они подходят идеально. Мои пяльца в ширине 65 см, а в высоту 35 см, но благодаря тому, что верхний и нижний края являются бобинами, и который можно закрепить и наматывать сколько угодно канвы, то предельные размеры вышивки довольно широки.

Такие пяльца мне понравились именно для работы с картинами.

Теперь мне хочется попробовать еще и прямоугольные напольные пяльца, которые выглядят как мольберт. Такие пяльца показывают в фильмах, когда изображают барышень, которые сидят за вышивками. К сожалению, у меня нет места, куда поставить такое чудное рабочее место. На мой взгляд, минусом таких пялец является именно их громоздкость. Для таких пялец необходимо специальное рабочее место, хорошо освященное и удобное, и что бы ни было необходимости его перемещать. Про плюсы данных пялец, к своему великому сожалению ничего не могу рассказать – не пробовала. Возможно, кто-нибудь из мастериц пользуется такими пяльцами и напишет мне о своем опыте работы с ними и я смогу дополнить ту страничку.

Я надеюсь, что кому-нибудь мой опыт общения с пяльцами окажется полезным, а если нет не судите строго.